Впечатления участника о первом Ташкентском международном инвестиционном форуме

В Ташкенте 24-26 марта прошел первый Ташкентский международный инвестиционный форум, который позиционировался как «новая площадка для Центрально-Азиатского региона, в формате которой инвестиционный потенциал Узбекистана будет представлен международному инвестиционному и деловому сообществу».

Что получилось хорошо

На официальном сайте Форума было заявлено, что он направлен на привлечение внимания «руководителей крупных иностранных инвестиционных, финансово-экономических организаций и компаний, заинтересованных в интеграции в динамично развивающийся рынок Узбекистана».

Факты говорят о том, что эта ключевая задача была достигнута полностью:

  • На Форуме приняли участие более 1500 делегатов из 56 стран мира, что само по себе показывает интерес к данному Форуму и желание участников их первых уст узнать, что именно предлагает Узбекистан в качестве опций для инвестиций и взаимовыгодного сотрудничества;
  • На Форуме приняли участие основные международные финансовые институты, которые являются не только традиционными партнерами в поддержке реформ в Узбекистане, но и заинтересованными инвесторами (Европейский Банк Реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Азиатский Банк инвестиций в инфраструктуру, Международная финансовая Корпорация, Всемирная торговая организация, Японский банк по международному сотрудничеству, министерство инвестиций Саудовской Аравии, министерство инвестиций Пакистана, руководители министерств торговли и инвестиций стран СНГ).
  • Состоялось более 200 встреч между представителями местных промышленных корпораций, а также частных средних и крупных предприятий Узбекистана с заинтересованными в партнерстве иностранными государственными и частными компаниями из более, чем 50 стран;
  • В рамках Ташкентского международного инвестиционного форума были подписаны десятки меморандумов и соглашений, контрактов на поставку товаров и услуг между предприятиями Узбекистана, и стран-партнеров. Так, по итогам Страновой платформы по Узбекистану подписаны:
    • между АБИИ и АО «Узбекистон темир йуллари» – соглашение о реализации проекта по электрификации железной дороги «Бухара-Мискен-Ургенч-Хива» – на $108 млн;
    • между АБР и Комитетом по автомобильным дорогам – соглашение о реализации проекта по развитию автомобильных дорог в Узбекистане – на $274 млн;
    • между ЕБРР и Госкомитетом по экологии – 2 соглашения о реализации проектов по строительству и рекультивации полигонов твёрдых бытовых отходов в Каракалпакстане и в Хорезмской области – на $50 млн.
  • МИВТ Республики Узбекистан также подписало соглашения:
    • о финансировании приобретения электробусов для г.Нукуса;
    • о реализации проектов строительства и модернизации систем водоснабжения и водоотведения в Андижанской и Навоийской областях;
    • об оказании консультационных услуг со стороны МФК и ЕБРР по строительству ВЭС (ветряных электростанций) и ФЭС (фотоэлектрических станций);
    • о выделении кредитной линии для финансирования проектов малого бизнеса и частного предпринимательства;
    • об участии в грантовой программе Французского Агентства Развития (ФАР) по инклюзивным и климатически оптимизированным инвестициям в животноводческий сектор Узбекистана.

Всего МИВТ подписано 6 соглашений о реализации совместных проектов на 617 млн долларов, 2 мандатных письма на 160 млн долларов, а также 2 соглашения по оказанию консультационных услуг.

Было много приятных сюрпризов. Например, практически все модераторы из Узбекистана прекрасно говорили на английском и охотно отвечали даже на некоторые, казалось бы, «неудобные» вопросы; то, что в отраслевых сессиях обсуждения шли по весьма узкому и конкретному перечню вопросов, где специалисты сразу находили общий язык и активно включались в дискуссии; государственные деятели страны были в доступной близости, чтобы обсуждать весьма практические вопросы. И вообще, распорядок дня Форума был четко распределен так, чтобы всем было сначала понятно, к чему призывает и чего хочет политическое руководство страны, и, как это соотносится с требованиями международных финансовых институтов, основных двусторонних инвесторов. Во второй день шли конкретные обсуждения по отраслевым инвестиционным проектам и о потенциале будущих проектов. Также приятное впечатление оставило, что на всех обсуждениях самое деятельное участие принимали наши соседи по Центральной Азии, государственные деятели и частные инвесторы из Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана, Пакистана и России, поскольку все прекрасно понимали важность прямых региональных торговых связей.

Но, вишенкой на торте стало выступление Шавката Мирзиёева на открытии Форума: оно было неформальным, президент показал свою искреннюю готовность открыто отвечать на вопросы, что оправдало в глазах многих потраченное время и ресурсы.

Из каких ошибок надо извлечь уроки

Организация всего мероприятия была возложено на государственный орган управления – Министерство инвестиций и внешней торговли, который по определению, не может заменить сложившуюся во многих странах рыночную инфраструктуру, которая специализируется на организации и проведении таких мероприятий. В западных странах – это всегда коммерческий проект, который хоть и поддержан правительством принимающей страны, в основном, рассчитан на то, чтобы организаторы получили коммерческую выгоду от всего этого объема оказанных услуг.

В Узбекистане же с момента решения о проведении такого Форума был создан специальный Штаб во главе с министром МИВТ (С.У.Умурзаков), который разрабатывал идею, порядок организации, программу и список желательных участников такого Форума. Президент страны только в течение первого квартала 2022 года трижды проводил специальные совещания, посвященные анализу хода подготовки и проведения Ташкентского Форума.

Однако, именно организация участия рядовых гостей была немного суетливой. Приехавшие в гостиницу Hilton гости не знали, где можно парковать свои машины, не могли получить свои бейджики участника, несмотря на то, что регистрировались заблаговременно. Никто не удосужился установить указатели с названием залов и сессий. Люди, приехавшие под проливным дождем не имели возможности согреться чашкой горячего чая или кофе, до наступления кофе-брейка. Плохо работала связь, не всегда участники были информированы вовремя, где будут проходить основные дискуссионные заседания. Причем часть сессий проходила в другой гостинице, что внесло свою лепту в путаницу и нервотрепку. Это те, недостатки, которые я наблюдал своими глазами. Но, говорят были и другие (при бронировании мест и размещении гостей, организации их передвижения и т.д.).

Иностранные гости обратили внимание, что в стране заблокирован Twitter и отдельные популярные социальные сети (Tik-Tok). Мол, как можно говорить об открытости страны, если даже Twitter здесь заблокирован.

Некоторым нашим чиновникам невдомёк, что диссонанс между словом и реальностью бьет по престижу страны и несколько обесценивает любую пропаганду, даже если она звучит из уст официальных лиц государства.

Именно эти мелкие, на взгляд чиновников, вопросы, испортили впечатление отдельных участников мероприятия, которые вынесли свои негативные впечатления в социальные сети.

Я полагаю, что для организации таких международных мероприятий нам надо создавать или привлекать частные коммерческие структуры, которые имеют соответствующий опыт работы и знания, обладают необходимыми логистическими алгоритмами управления и могут привлекать дополнительные человеческие ресурсы и быстро их обучить. То, что большая часть ответственности осталась на плечах органов государственного управления, выполняющих иные задачи и не имеющих соответствующих устойчивых навыков проведения таких мероприятий, – было не самой лучшей стороной данного мероприятия.

Тем более, что на рынке Узбекистана такие организации есть и могли бы прекрасно выполнить поставленную задачу. Возможно, личное участие президента страны помешало нанять профессиональных организаторов мероприятий, а жаль.

Также надо признать, что такие форумы часто ориентированы на проекты, осуществляемые либо государственными структурами, либо крупными частными компаниями. А вот для малого бизнеса на таких форумах остается одно – внимательно слушать инвесторов из соседних стран, обменяться контактами и через них выходить на новые рынки реализации собственной продукции либо покупки сырья. И тут решение сложных логистических вопросов – одно из самых важных.

Что ещё надо доработать

Любой международный Форум, ориентированный на привлечение иностранных инвестиций в страну, должен не только продемонстрировать волю первого лица страны, но показать важные детали понимания ситуации другими высшими чиновниками этого государства. Например, всем было бы интересно послушать:

  • какие экономические и социальные приоритеты перед собой ставят Министерство финансов и Центральный банк страны, и как на практике они добиваются достижения этих целей. Ведь это не только вопрос доверия к проводимой экономической политике, но и вопрос оценки компетенции каждого руководителя отрасли;
  • какие приоритеты видят для себя высшие чиновники страны в свете появившихся недавно угроз региональной нестабильности (война на Украине) и как они собираются решать те или иные задачи минимизации влияния финансовой нестабильности основного торгового и инвестиционного партнера (это больше к Министерству экономического развития и сокращения бедности, а также к Министерству инвестиций и внешней торговли);
  • насколько руководители отраслей уверены в преодолении существующих региональных политических и экономических угроз, как прогнозируют и планируют свою деятельность в новых условиях.

Однако, упомянутые органы экономического блока страны были представлены отдельными заместителями, которые выступили с весьма скромной, можно с казать, дежурной повесткой дня и не дали ответов на вопросы, ответы на которые ждали инвесторы, партнёры, да и наше общество. Ведь все это далеко не праздные вопросы не только для инвесторов, но, прежде всего, для граждан Узбекистана.

Сложилось устойчивое впечатление, что экономический блок страны занял позицию наблюдателя, взвалив всю ответственность за успех/неуспех Форума на плечи МИВТ.

Хотелось бы надеяться, что эта важная площадка не будет утеряна и Ташкентский Международный инвестиционный Форум станет доброй традицией и будет проводиться регулярно. Дело за очень важным – извлечь выводы из допущенных ошибок в организации Форума и успешно реализовать подписанные договора и соглашения. В этом большом и трудном деле искренне желаю успеха Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и всему экономическому блоку Узбекистана.

Абдулла Абдукадиров,

экономический обозреватель Anhor.uz, частный предприниматель  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.