Промежуточный отчет БДИПЧ ОБСЕ отметил позитивные сдвиги

Промежуточный отчет БДИПЧ ОБСЕ отметил позитивные сдвиги

24 ноября текущего года на официальном веб-сайте БДИПЧ ОБСЕ опубликован промежуточный отчет Миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами Президента Республики Узбекистан. Переход власти осуществляется в условиях преемственности и стабильности, такое убеждение превалирует в обществе, — таков вывод наблюдателей Миссии БДИПЧ ОБСЕ.
 
Отчет составлен по итогам наблюдения за ходом подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан в период со 2 по 20 ноября текущего года.
 
Напомним, что Миссия БДИПЧ ОБСЕ прибыла в Республику Узбекистан 2 ноября текущего года по приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, направленному после объявления о начале избирательной кампании.
 
Опубликованный промежуточный отчет носит взвешенный характер. Заметно желание экспертов БДИПЧ ОБСЕ дать непредвзятую оценку избирательному процессу в Узбекистане.
 
Узбекистан является многонациональной страной, где все граждане в равной степени и без дискриминации пользуются конституционными правами и свободами.
 
Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан в полном соответствии с требованиями Конституции Республики Узбекистан и Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» с учетом требования о трехмесячном периоде для проведения предвыборных мероприятий объявила о начале избирательной кампании 9 сентября текущего года и определила 4 декабря 2016 года днем голосования.
 
Как положительный факт члены Миссии БДИПЧ ОБСЕ отметили внесение сразу после президентских выборов в марте 2015 года, то есть уже в декабре 2015 года изменений и дополнений в законы «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», «О выборах Президента Республики Узбекистан» и другие акты законодательства.
 
Эксперты признают, что поправки введены с учетом предыдущих рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и соответствуют общепризнанным избирательным стандартам.
 
В отчете описывается демократичный порядок формирования избирательных комиссий, которое осуществляется местными представительными органами власти на основе предложений органов самоуправления граждан без участия исполнительной ветви власти. Внимание экспертов БДИПЧ привлекла, цитирую, «комплексная и интенсивная кампания по информированию избирателей».
 
Отмечается, что Центральной избирательной комиссией впервые в избирательной практике принята Программа мероприятий по повышению правовой культуры избирателей. В ней отдельное место занимает работа по предотвращению случаев так называемого «доверительного голосования», а в ее реализации активно задействованы институты гражданского общества.
 
Подчеркивается как важный момент подготовка и передача в эфир телепрограмм на узбекском, каракалпакском и русском языках, а также с сопровождением сурдоперевода.
Центральной избирательной комиссией принимаются меры по содействию лицам с ограниченными физическими возможностями в реализации их избирательных прав, что также позитивно оценивается экспертами. В частности, впервые бюллетени будут напечатаны также и шрифтом Брайля, избирательные участки оборудуются пандусами и специальными кабинами для голосования.
 
Хорошую оценку в отчете также получила работа Центральной избирательной комиссии и Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека по обеспечению надежной защиты избирательных прав граждан, запуску прямых телефонных «горячих линий», которые в постоянном режиме принимают и рассматривают жалобы избирателей, касающиеся выборов.
 
Предоставленные ЦИК равные возможности для всех кандидатов в Президенты, в том числе равный объем эфирного времени и площади во всех видах СМИ, а также использование нового формата видеоконференцсвязи для встреч с избирателями, позволили обеспечить более широкий охват избирателей, отмечается в отчете.
 
При этом указывается, что в целях обеспечения гарантий равных возможностей для всех кандидатов в Президенты Министерство по развитию информационных технологий ведет мониторинг соблюдения СМИ национального законодательства и представляет данную информацию Центральной избирательной комиссии. «Все кандидаты в Президенты проводят большое количество встреч с избирателями по всей стране», при этом главной темой этих встреч является приверженность «непрерывности и стабильности во время беспрецедентного перехода».
 
Как отмечается в отчете, в целях обеспечение прозрачности финансирования избирательной кампании ЦИК установлены требования к политическим партиям: по итогам выборов в течение месяца опубликовать на своем веб-сайте и страницах своей политической газеты отчет о расходовании денежных средств.
 
Обращается внимание на порядок рассмотрения избирательными комиссиями жалоб на нарушения избирательных прав граждан, в частности, жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до выборов осталось менее шести дней — незамедлительно.
 
Отчет также свидетельствует, что законодательно предусматриваются возможности для политических партий, иностранных государств и международных организаций направлять своих наблюдателей следить за всеми этапами избирательного процесса, участвовать на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан.
 
Из недостатков комиссия обратила внимание, что в стране нет единого реестра избирателей, отсутствует строгий механизм перекрестной проверки списков избирателей.   

В качестве недостатка отмечено, что граждане не могут выдвигаться в качестве независимых кандидатов. Несмотря на рекомендации предыдущего ОБСЕ / БДИПЧ, избиратели могут отдать голос в поддержку только одного кандидата.
 
В настоящее время наблюдатели Миссии БДИПЧ ОБСЕ продолжают свою работу. К 28 долгосрочным наблюдателям в день выборов присоединится 250 наблюдателей.
 
 
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.