Клинический психолог о вопросах аутизма в Узбекистане

Клинический психолог о вопросах аутизма в Узбекистане
Это очередная статья из серии статей о вопросах аутизма. В этот раз мы поговорим с Камиллой Бабаджановой, клиническим психологом, студенткой магистратуры факультета «Клинической психологии» Университета социальных и гуманитарных наук Польши.
 
—          Расскажите о своем опыте работы клинического психолога…
 
Около 2-х лет  назад, я начала обучение в магистратуре по направлению «клиническая психология». Моя учеба включала и выбор практики. Поэтому моя зимняя практика была посвящена изучению аутизма. Когда я начала изучать эту проблему и активно писать о ней у себя на странице в ФБ, получила огромное количество сообщений от родителей с просьбой о помощи.
 
В чем главная и первая проблема? Это поздняя постановка диагноза. В случае с аутизмом медлить нельзя вообще.
 
Вторая проблема – это избегание слова «аутизм» со стороны врачей, и боязнь ставить данный диагноз в силу, возможно, недостаточных знаний по этому вопросу. Чаще диагностируют задержку психического развития, а только потом аутизм. Я согласна с тем, что врач имеет право сомневаться в симптомах, дабы не поставить неправильный диагноз. Для этого он должен работать с командой врачей: педиатр, психоневролог, невропатолог, дефектолог, психолог, чтобы сделать комплексное обследование. Пока врачи тянут с постановкой диагноза – все это снижает шансы на благополучное развитие ребенка-аутиста.
 
Третья проблема – это редкое  (по словам родителей, порой и вовсе отсутствует) использование специальных опросников для определения симптомов аутизма, которыми пользуется по всему миру (M-Chat,ADI-R).
 
—      Во всем мире для улучшения положения детей с аутизмом применяется практика тьюторов. Роль тьютора в координации взаимодействия между самим ребенком, сверстниками, учителями. Почему это направление не развито в Узбекистане?
 
В наших ВУЗах не готовят специалистов по данному направлению. Студенты получают базовые знания о возможных отклонениях в развитии ребенка и общие рекомендации. В моем университете в Варшаве, нас отдельно обучают тому, как правильно, корректно, учитывая все этические нормы — преподнести информацию пациенту о всей сложившейся ситуации и проблеме. Тьюторы, наставники просто необходимы в таких узкопрофильных вопросах.
 
Какой я вижу выход из этой ситуации на данный момент? Приглашать специалистов из других стран, которые имеют в этом большой опыт, наработанные методики. Те, кто будет обучать наш персонал, и выдавать специальный сертификат, который будет позволять осуществление терапии для детей с аутизмом. Например, очень хорошие специалисты в медицинских Центрах Израиля, которые могут поделиться своими наработками. Главное – чтобы были те, кто готов оплатить такое обучение нашему персоналу.
 
А если смотреть глубже, пора открывать магистратуру по направлению «клиническая психология», и по многим другим психологическим направлениям. Пора готовить НАШИХ специалистов.  Это уже становится необходимым в нашем обществе. И как педагог-психолог, я, например, готова обучать студентов по определенным направлениям. 
 
— Некоторые родители не вполне приемлют постоянное переосвидетельствование диагноза в комиссии…
 
Насколько мне известно, по некоторым заболеваниям, при которых состояние может улучшиться, ВТЭК проводит переосвидетельствование. В силу этого, пациент, например, со 2-й группы инвалидности переходит в 3-ю группу, а значит, не получает финансовой помощи.
 
В случае с аутизмом – немного другая ситуация. Улучшения могут быть, но они нарабатывается в течение очень длительного времени — порой в течение 10 лет, или всей жизни, пациент все равно нуждается в медицинской помощи. Все занятия, массаж, медикаментозное лечение – стоят больших финансовых трат. Инвалидность дает хоть какую-то финансовую поддержку.
 
— Нужно ли детям с аутизмом постоянное прохождение лечения в диспансерах? По словам некоторых родителей, порой это лечение только во вред. Может быть, стоит сделать эту процедуру добровольной?
 
Дело даже не в том, чтобы отказываться от помощи диспансеров или сделать это добровольно. Дело в другом: в большинстве случаев, родители все равно ищут и будут искать дополнительных специалистов, так как то, что предоставляет диспансер – не охватывает ту нужную работу с детьми-аутистами.
 
Другое дело, если в диспансерах будут работать, для примера специалисты с соответствующей квалификацией, чтобы применять АВА терапию (Applied behavior analysis), рекомендованную Ассоциацией по науке в аутизме (ASAT).  
 
Мне известно, что в Республиканском Центре Социальной Адаптации детей, есть специалисты, которые имеют соответствующую квалификацию для оказания помощи детям-аутистам, и в том числе, в данном центре проводится ABA терапия.
 
— Какие советы вы можете дать родителям помимо тех, которые давали родители детей с аутизмом?
 
1)    Заведите 2 блокнота: в первый блокнот вы будете записывать все рекомендации специалистов (педиатры, невропатологи, психологи, дефектологи). Записывайте все беседы, сохраняйте все анализы, снимки. Эта информация поможет в принятии дальнейших решений, и сформирует общую картину заболевания. Во второй блокнот, записывайте свои наблюдения за поведением и эмоциональным состоянием вашего ребенка. Это поможет проследить динамику развития, и определить, как влияет лечение на ребенка.
 
2)    Будьте предельно осторожны при использовании медикаментов. Строго проконсультируйтесь со специалистом. При правильном приеме лекарств, у детей аутистов, снижается уровень агрессии, раздражительности, тревоги и депрессии.
 
3)    Обратитесь в местные отделы здравоохранения или специальных центров, чтобы узнать о специализированных программах и специалистах, которые помогут разработать план вмешательства и коррекции.
 
4)    Я рекомендую родителям набраться терпения. Это не будет легко. Только благодаря ежедневным тренировкам и работе со специалистами, можно получить действительно отличные результаты: ребенок начнет идти на контакт, ему будет легче находиться в обществе с незнакомыми людьми, он начнет ощущать приятные моменты. Но помните, это не случится быстро. На это уходят годы и родительские нервы. В этом вопросе, главное – не опустить руки и не перестать бороться. Любите своего ребенка, не обделяя лаской и заботой. Каждый ребенок уникален по своему. И Ваш ребенок – тоже.
 
Отметим, что большинство вопросов выше редакция Anhor.uz отправляла в городское отделение Минздрава. В ответ мы получили либо молчание, либо отписки. Кроме обсужденных вопросов с Камиллой, Минздраву были заданы следующие вопросы:
1. Почему бы не выделить для прохождения ВКК (врачебно-консультационной комиссии) специальный день для детей с аутизмом, чтобы они не стояли в очередях? Об этой проблеме говорили родители детей с аутизмом в наших предыдущих статьях. 2. Какие мероприятия предусмотрены для раннего выявления аутизма в рамках Указа президента о поддержке лиц с инвалидностью?
Ниже прилагаем скриншот полученного нами ответа от главного управления охраны материнства и детства Минздрава.

Текст: Дана Опарина
Фото: из личного архива Камиллы Бабаджановой

 
 
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.