,

Что происходит с Домом печати в Ташкенте – снос или реконструкция

Фото: Мила Аксенова

Монументальные здания часто становятся свидетелями перемен, отражая на себе следы времени и истории. Но когда наступает момент решения о сносе или реконструкции, встает вопрос о том, как сохранить культурное наследие, не утратив при этом потребности в современных изменениях. Дом печати в Ташкенте на улице Матбуотчилар 32 – был  не только архитектурным символом, но и свидетельством эволюции общества и медийной среды.

“Я обратил внимание что здание дома печати полупустое и многие этажи и кабинеты просвечивает насквозь. Возникла мысль о том, что его скоро тоже снесут или “реконструируют”, лишив всех оригинальных элементов и особенностей”, – основатель проекта Tashkent Modernism Александр Федоров.

История Дома печати

Дом печати был построен в 1975 году по проекту архитектора  Рихарда Блезэ, который за годы работы принимал участие в качестве автора проекта в разработке таких объек-тов как: гостиница «Интурист» в поселке Дурмень, здания «Дома молодежи», «Госплана», «Редакционно-издательский корпус ЦККП», здание ВЦКП в городе Ташкенте, здания Обкома партии в г.Бухаре, комплекса застройки площади «Дустлик» в г.Джизаке.

Здесь располагались редакции газет и журналов и, несомненно, это был эпицентр медийной активности. Дом печати был частью издательского комплекса, во времена СССР входил в список стратегических объектов, и соседствовал со зданием КГБ Узбекистана, которое было снесено в 2023 году. 

Спустя почти полвека Дом печати пришел в упадок, и учитывая расположение здания в центре города, вопрос о его судьбе не раз становился  предметом обсуждения. 

Реконструкция

В 2019 году здание Дома печати было решено продать на аукционе за  два миллиона долларов. В 2022 году это решение было отменено и Шавкат Мирзиеев подписал постановление «О мерах по поддержке средств массовой информации и развитию сферы журналистики», согласно которому, здания и сооружения «Матбуот уйи», расположенные по адресу Мирабадский район, улица Матбуотчилар 32, были переданы Национальному информационному агентству Узбекистана на основе права оперативного управления.

На месте Дома печати планируют возвести современный медиагородок за 98,8 млрд сумов. Эти средства выделят из государственного бюджета. Строительством городка займется компания Yangi zamon bino, учредителями которой являются компания UNIQUE TRADE BUSINESS  и АО O`ZBEKISTON TEMIR YO`LLARI. Как ожидается, его возведут за два с лишним года.

На здании Дома печати  располагалось уникальное мозаичное панно. В июле 2023 года общественность обратилась к городским властям и крупному бизнесу с просьбой сохранить мозаичное панно на здании Дома печати. В настоящее время ведется поиск оптимального решения по возможным способам переноса и сохранения панно. 

В связи с этим объявлен открытый конкурс, в ходе которого жители столицы смогут выбрать дальнейшее месторасположение мозаичного панно.

Сегодня в Доме печати проводятся демонтажные работы. 

Фото: Мила Аксенова

Фото: Мила Аксенова

Фото: Мила Аксенова

“Нужно было с уважением отнестись к зданию и наследию, оставить солнцезащитные элементы. Входит это здание в список культурного наследия или не входит, оно значимо как с культурной, так и с архитектурной точки зрения, не надо лишать его облика, превращать его в очередную стекляшку с тонированными стеклами и кучей кондиционеров на крыше” –  считает основатель проекта Tashkent Modernism Александр Федоров.

По мнению исследователя эстетики архитектуры советского модернизма, реконструкция таких зданий требует сохранения оригинальности, модернизации инфраструктуры, внутреннего перекрытия, окон, системы вентиляции. Необходимо сохранить задумку архитекторов, солнцезащитные элементы, которые придают индивидуальность и являются элементами энергоэффективности здания. “Важно не превращать здание в безликую стеклянную коробку”, – говорит исследователь, по мнению которого предавать огласке планы изменения необходимо до  начала работ, а не когда процесс не обратим.

Обезличивание Ташкента 

“Сейчас в Ташкенте есть несколько зданий, которых возможно постигнет похожая участь”, – отметил Александр. 

Архитектура Ташкента несет в себе богатое историческое наследие, которое требует особого внимания и заботы. Чтобы сохранить и не обезличить архитектуру Ташкента, необходимы целенаправленные усилия и меры. Старинные здания и памятники города являются его душой, поэтому важно осуществлять регулярное техническое обслуживание, проводить реставрацию и реконструкцию, чтобы сохранить эти объекты. Важно законодательное регулирование строительства новых объектов так, чтобы они гармонировали с историческим фоном города. Во всех исторических городах общественность всегда вовлечена в процесс решения относительно архитектурных изменений. Необходимо внедрять новые технологии для реставрации и сохранения, сохраняя при этом аутентичность.

 

Мила Аксенова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.