Кейс-стади: как оригинальный контент становится пиратским. Часть вторая

Неотъемлемая часть жизни любого автора – незаконное заимствование результатов его творческой деятельности. Материалы журналистов перепечатываются без указания авторства, песни известных исполнителей перерабатываются в каверы – и так до бесконечности, но с этим можно и нужно бороться. Продолжаем делиться инсайдами из личного опыта по защите оригинального контента от его незаконного использования третьими лицами.
 
Ранее мы рассказывали о незаконной публикации материалов сайта ANHOR.UZ на ресурсе STANRADAR.com. После направления официальной претензии со стороны автора, администратор сайта STANRADAR.com удалил размещенную серию статей. Возникший спор был урегулирован путем направления претензии владельцу (администратору) веб-сайта. Она была направлена на электронный адрес, указанный на STANRADAR.com.
 
В соответствии с законодательством Российской Федерации владелец сайта обязан удалить незаконно размещенный контент в течение 24 часов после получения претензии от автора или правообладателя.
 
Направление претензии может не привести к удалению незаконного контента.
Если администратор (владелец) сайта или ресурса не реагирует на письмо-претензию либо отказывается удалять незаконно размещенный контент, автор имеет право обратиться к хостинг-провайдеру сайта с требованием удалить или заблокировать доступ к незаконному контенту.
 
Хостинг-провайдеры не размещают контент на сайте и не обязаны проводить мониторинг размещаемого контента. Но в определенных случаях хостинг-провайдер также может быть привлечен к ответственности за нарушение авторских прав.
 
По данным сервиса WHOIS регистратором доменного имени STANRADAR.com является российский хостинг-провайдер REG.RU.
 
Как это работает?
 
Хостинг-провайдер (хостинговая компания) в Российской Федерации относится к категории информационных посредников. В соответствии с ч.1 ст.1253.1 Гражданского кодекса РФ хостинг-провайдер несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав на общих основаниях при наличии вины и при условии, что:
 
а) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;

б) в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети интернет, на которых размещен такой материал, он своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.
 
Также в соответствии с п.4 ст.1253.1 Гражданского кодекса к хостинг-провайдеру, который не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав.
 
Как следствие, все хостинг-провайдеры в Российской Федерации обязаны принимать меры для прекращения нарушения авторских прав при получении обоснованной претензии от автора или правообладателя.
 
Зачастую на официальном сайте хостинг-провайдера есть инструкция по составлению претензии и требования к документам, которые должны быть предоставлены вместе с претензией.
 
Хостинг-провайдер REG.RU на своем официальном сайте предоставляет условия о порядке подачи жалобы о нарушении интеллектуальных прав.
 
Если хостинг-провайдер в разумные сроки не предпринимает меры по направленной претензии, при условии, что претензия подана по правилам провайдера, правообладатель может обратиться в суд.
 
Аналогичная процедура действует во многих странах мира, так как не всегда возможно установить владельца веб-сайта или добиться удаления незаконного контента. Хостинг-провайдеры предоставляющие технические услуги по хостингу веб-сайтов, также имеют возможность технической блокировки и удаления незаконного контента.
 
Международные стандарты по имплементации механизмов защиты авторских прав в цифровой среде, которые легли в основу соответствующих норм законодательства по основаниям и границам ответственности хостинг-провайдеров (сервис-провайдеров) в сети Интернет существуют с 1996 года.
 
Именно в 1996 году были принятые Договора ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) по авторскому праву и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. Узбекистан ратифицировал оба данных международных договора в 2019 году.
 
СПРАВКА:
 
DIGITAL MILLENIUM COPYRIGHT ACT – закон, принятый в США в 1998 году в целях имплементации международного Договора ВОИС по авторскому праву и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. Закон ужесточил ответственность за нарушение авторских прав с помощью Интернета и ввел процедуру Takedown Notice, согласно которой правообладатель получил право обращаться напрямую к хостинг- или сервис-провайдеру с претензиями о нарушении авторских прав. Сервис-провайдер, получивший уведомление о нарушении прав, обязан принимать меры по устранению нарушения.
 
Директива Европейского Парламента и Совета об авторском праве и смежных правах в условиях единого цифрового рынка принята в 2019 году, предусматривает обязанность контент-провайдеров заключать лицензионные договоры с правообладателями и использовать встроенные механизмы подачи жалоб о нарушении авторских прав и возмещения ущерба, а также предусматривающей ответственность платформ за нелегальный контент, загруженный пользователями, действующими в некоммерческих целях.
 
Но, не все так просто…
 
Основная проблема, с которой сталкиваются авторы – фиксация факта нарушения в цифровой среде. Самый простой способ – сделать скриншот, но он не всегда может приниматься в суде в качестве надлежащего доказательства нарушения авторских прав.
 
В ряде стран уже давно существует возможность нотариального осмотра веб-сайтов, который позволяет правообладателям зафиксировать факт нарушения. Страницу с незаконным контентом можно зафиксировать с помощью сервисов, предоставляющих услуги по архивированию интернет-сайтов.
 
А как в Узбекистане?
 
Законодательство не содержит эффективных досудебных мер по пресечению нарушения авторских прав в сети интернет. Хотя незаконное размещение авторского контента в сети является нарушением – прекратить и пресечь незаконное использование контента затруднительно.
 
Это значит, что продуманная стратегия по защите авторских прав на оригинальный контент в цифровой среде актуальна для авторов и правообладателей.
Важно предпринимать меры по защите контента от незаконного использования, особенно, если бизнес-модель основана на создании оригинального контента.
 
В следующем материале мы расскажем о том, что затрудняет процессы, связанные с пресечением нарушений на авторский контент в цифровой среде Узбекистана.
 
Юрист Мадина Турсунова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.