Жителям «Чимгана» грозит массовый снос
Сегодня, 29 июня, в Верховном суде Узбекистана состоялось заседание по делу жителей поселка «Чимган». Истец — прокуратура Бостанлыкского района, которая пытается лишить владельцев права собственности на дома и земельные участки. Корреспондент Anhor.uz поговорила с жителями и присутствовала на судебном процессе, чтобы понять мотивы прокуратуры на аннулирование права на собственность у 24 владельцев.
Вначале 2020 года хокимият Бостанлыкского района провел собрание с жильцами поселка «Чимган» и сообщил, что в поселке будет проведена инвентаризация. Спустя некоторое время, прокуратура Бостанлыкского района сообщила, что в отношении 24 собственников будут поданы иски в суд с требованием принять решение о сносе их домов, чтобы вернуть земельные участки на государственный баланс. Прокуратура утверждает, что жители поселка незаконно построили дома и не имеют права на земельные участки, хотя у каждого жителя есть законно оформленные документы. Однако, прокуратура их не признает.
Хозяевам домов, которые из-за пандемии оказались за пределами Узбекистана, пришлось хуже всех – каменные заборы их участков хокимият снес, не дожидаясь конца следствия, не говоря уже о решении суда.
Истец — прокуратура Бостанлыкского района долго не могла определиться с версией, чтобы обвинить людей в самозахвате и незаконном строительстве. Сначала была выдвинута версия, что земля принадлежит Республиканскому детскому противотуберкулезному санаторию «Чимган», который находится по соседству с поселком, а 24 собственника незаконно захватили участок его территории. Однако директор санатория письменно опроверг этот факт, предоставив кадастр учреждения, где видно, что земли, на которых построены дома, не относятся к их учреждению.
По словам жильцов, истец это никак не прокомментировал, но после трехдневного затишья хокимият и прокуратура вновь созвали жильцов и сообщили, что их дома пойдут под снос для расширения дороги. Это заявление вызвало еще больше вопросов, поскольку поселок находится в двухстах метрах от дороги и никак не препятствуют расширению трассы.
В первый месяц карантина наступила долгожданная тишина. Визиты прокуратуры и хокимията с неприятными разговорами на тему сноса на время прекратились. Но, в начале мая процесс начался с новой силой. Прокуратура выдвинула третью версию — земельные участки относятся к лесхозу, поэтому жители не имеют на них права. Однако лесхоз заявил, что не имеет претензий к этому поселку. На сегодняшнем судебном заседании представители Минэкологии подвердили, что поселок не относится к лесхозу.
«Документы на землю мы не рисовали»
Сегодня прокуратура остановилась на версии, что у собственников документы на дома и земли недействительные. Если верить этой версии, председатель махаллинского комитета Б. Режепов, который более 10 лет назад уволился и переехал в Казахстан, в 2017 году, якобы, в объяснительном письме заявил, что подпись в кадастровых паспортах не его. Возникает, по крайней мере, два вопроса:
Во-первых, если это было обнаружено в 2017 году, почему прокуратура молчала три года? На суде истец ушел от ответа на этот вопрос.
Во-вторых, почему Б. Режепов не был допрошен, а его объяснительное письмо, написанное из другого государства приняли за чистую монету? Представитель прокуратуры ответил на это, что “Режепов будет приглашен из Казахстана, если в этом будет необходимость”. Не берусь утверждать, но, полагаю, можно с большой вероятностью предположить, что может сказать Режепов, чтобы быстрее и без проблем вернуться к себе домой.
Истец сообщил, что была проведена экспертиза экспертным-криминалистическим центром при ГУВД Ташобласти и определена подделка подписи. Однако ответчики сомневаются в результатах экспертизы и просят заново провести подчерковедческую экспертизу в Республиканском центре судебной экспертизы им. Х.Сулейманова.
Юристы отмечают, что здесь есть важный нюанс: «определена» и «установлена» разные понятия в юриспруденции. Поэтому подделку подписи еще нужно доказать и установить. Кроме того, если подпись действительно подделана, то нужно выявить виновного, а пока его нет, то нет доказательства виновности собственников. То, что сейчас происходит – грубое нарушение одного из основополагающих принципов судопроизводства – презумпции невиновности.
«Мы не нарисовали документы. Все дома имеют законно оформленные кадастры. Есть архивные, архитектурные данные. Все необходимые подписи и печати имеются. Мы на законных основаниях получили эти земли. Цель прокуратуры – изъять наши земли во что бы то ни стало, поэтому предъявляются необоснованные претензии», — говорит одна из ответчиков, Ольга Шенникова.
Ольга более 30 лет работает поваром в Чимгане. Долгие годы работала по найму, а потом накопила деньги и приобрела небольшое кафе «Домашняя кухня», где трудится вместе с мужем и племянником. К слову, кафе, расположенное в километре от их дома, тоже грозит снос. Таким образом, Ольга может потерять не только дом и землю, но и единственный источник заработка семьи – кафе.
«За последний месяц я сильно вымоталась. Разрываюсь между домом, работой, судебными тяжбами. Буквально каждый день домой приходят представители разных инстанций и угрожают сносом. Не могу даже спокойно поспать несколько часов. При каждом шуме машины вскакиваю с постели и бегу к окну, чтобы посмотреть, не начали ли сносить. Сносы начинаются так же неожиданно, как и судебные заседания. Если суд выездной, то жильцов заранее не уведомляют о времени и месте суда. Могут за несколько минут до начала суда оповестить по телефону или приехать домой к жильцам, и на месте сообщить, что сейчас начнется выездной суд. Люди не могут работать, отойти далеко от своего дома. Живут как на пороховой бочке», — рассказывает Ольга, которая несколько лет борется с онкологическим заболеванием.
В середине 90-х Ольга жила вместе с сыном в подвальном помещении при гостинице, где работала поваром и в одиночку поднимала сына.
«На работе мне посоветовали обратиться в махаллинский комитет с просьбой, чтобы выделили небольшой участок, где смогу построить для нас с сыном маленький домик. Я написала им письмо, но не верила, что мне хоть клочок земли дадут. Но спустя несколько лет ко мне пришли из махалинского комитета и сообщили, что в 1998 году на мое имя давно принято решение выдать земельный участок (восемь соток). Собрав все необходимые документы, в начале 2000-х оформила участок на себя», — рассказывает Ольга.
Денег на строительство дома у Ольги не было, поэтому дом строила долго. Сначала подняла фундамент, на следующий год стены, а совсем недавно, подкопив еще немного, закончила кровлю крыши.
«Дом маленький, всего две комнаты, но и это хотят отобрать. У меня есть все необходимые документы на дом и участок, и они подлинные. Недавно по приглашению хокимията к нам приехали журналисты из популярного гостелеканала и сняли сюжет о нашем поселке. В сюжете они исказили все факты, обвинили нас в самозахвате земель. А ведь журналисты даже не попытались выслушать нас и не посмотрели наши документы. Беспринципные люди делают все, чтобы скрыть от общественности, президента правду».
Срок давности истек
26 мая прокуратура Бостанлыкского района подала иск. В исковом заявлении прокуратура требует признать недействительным кадастр Ольги Шенниковой, дать разрешение на снос ее дома и вернуть земельный участок на государственный баланс. В заявлении прокуратура ссылается на 12 статью Гражданского кодекса РУз «Признание недействительным акта госорганов или органа самоуправления граждан», 116 статью «Недействительность сделки, не соответствующей требованиям законодательства» и 212 статью «Самовольная постройка и ее последствия».
Заметим, что даже если теоритически предположить, что собственники получили земли незаконно, по поддельным документам, законодательство не позволяет конфисковать их имущество. Согласно статье 187 Гражданского кодекса РУз «Приобретательная давность», лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее недвижимостью в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество. Большинство жителей этого поселка живут там не менее 15-20 лет, а это означает, что срок их недоказанного «злодеяния» давно истек и они имеют право собственности на это имущество, но прокуратура Бостанлыкского района не считается с этим.
Судьба молодой семьи в руках Верховного суда
22 июня в семье Джумабаевых должен был быть праздник. Родился первенец в семье младшего брата. Молодая мама после выписки из больницы вместо воздушных шаров и праздничного стола обнаружила дома нежданных гостей, которые пришли отбирать у них дом. Во дворе дома проходило выездное заседание суда. По непонятным причинам суд проходил в закрытом режиме. Жильцов не пускали в их собственный дом, на заседание суда, где решалась их судьба: у ворот стоял участковый, который не давал войти. А ведь никто не вправе без санкций проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, когда речь идет о безопасности, например, пресечение преступления или задержании подозреваемых.
«Я вынуждена была поехать вместе с малышом к маме, так как в нашем доме было много людей – судья из Верховного суда, прокуроры, хоким, милиционеры решали не только судьбу нашего дома, но и нашей семьи. На днях суд должен вынести решение. Куда мы пойдем с малышом, которому даже месяца нет, если вынесут решение снести?!», — говорит супруга Собитжона Джумабаева – собственника дома.
Отец Собитжона Джумабаева приобрел земельный участок в поселке «Чимган» в 1999 году. На этой земле он построил три дома, которые в дальнейшем были переданы трем сыновьям. Сегодня этим домам грозит снос. Раньше семья Джумабаевых зарабатывала на жизнь животноводством, разводили баранов. Но с каждым годом свободных участков, где можно пасти животных, становилось все меньше и меньше, поэтому семья была вынуждена начать искать другой источник заработка. Предприятий и фабрик в Чимгане нет, поэтому ничего другого не оставалось, как организовать активный отдых для туристов (конные прогулки, езда на квадроциклах, турпоходы).
«В 2017 году папа оформил дом на мое имя по договору дарения. До недавних пор регулярно приходили представители кадастровой службы и проверяли документы, и ни у кого не возникало претензий и подозрений о подлоге или фальсификации документов. Никто нас не слышит, наши вопросы игнорируются, с нами вообще никак не считаются. Никого не смущает, что мы молодая семья и мы останемся на улице, если у меня и братьев снесут дома», — говорит Собитжон.
Встать, суд идет
На заседании, которое состоялось сегодня, 29 июня, в Верховном суде, помимо истца и ответчика, приняли участие юрист хокимията Бостанлыкского района, представитель кадастровой службы Бостанлыкского района и сотрудники Минэкологии. Судья – Б. Рахманов выслушав обе стороны постановил назначить следующее заседание на 3 июля. При этом судья обратился к истцу и юристу хокимията с просьбой, не дожидаясь решения суда, постараться урегулировать этот вопрос с жильцами мирным путем, найти копромиссы. Пойдет ли прокуратура на диалог с жильцами – предстоит увидеть в ближайщие дни.
Между тем, в поселке ходят разговоры, что землей заинтересовались иностранные инвесторы, поэтому чиновники готовят местность для выгодной сделки. Эти разговоры подкрепляются тем, что хокимият уже велел ГЭС перенести электролинию — по всей видимости, здесь будут проводить канатную дорогу…
Элина Рустамова
Смотрите по теме:
Комментарии