«Происходящие время от времени негативные инциденты связанные с деятельностью МВД, такие как применение пыток, избиение и частые случаи коррупции в рядах органов внутренних дел только укрепляют негативное отношение рядовых граждан к своим “защитникам”», – отмечает Фарход Мирзабаев, независимый аналитик, участник Школы аналитики CABAR.asia из Ташкента.
 

Сотрудник РОВД Юкоричирчикского района Ташкентской области Узбекистана клянется на Коране не брать взятки. Декабрь 2018 года.

Начало реформ в структурах МВД Узбекистана многие связывают с вступлением в силу 16 марта 2017 году закона об органах внутренних дел[1]. Этот закон по мнению властей Узбекистана проводит разделительную черту в истории МВД независимого Узбекистана на «до» и «после».

Долгожданный закон, который заменил существующий «Устав о деятельности МВД» принятый в далеком 1990 году, чётко разграничил полномочия и определил обязанности органов внутренних дел, что было воспринято с осторожным оптимизмом со стороны местных и международных экспертов и правозащитников. Многие годы считалось[2], что именно сотрудники правоохранительных органов в целом, и милиция в особенности, являются ответственными за самое большое количество нарушений прав человека в стране.

Даже сами сотрудники милиции не скрывали свою радость от принятия этого закона, так как закон также защищал права основного контингента рядовых и во многом измученных ненормированными рабочими буднями сотрудников внутренних дел, чётко расписав 40-часовую рабочую неделю, обязательную выплату сверхурочных надбавок и других льгот, и создание необходимых жизненных условий для сотрудников среднего и низшего звена.

Тем не менее рядовые сотрудники позже пожаловались[3], что многие требования нового закона касательно трудовой и социальной защиты самих сотрудников вовсе не соблюдается руководством МВД, даже после вступления нового закона в силу.

Спустя более трёх лет после принятия данного закона реальные результаты показывают, что по многим параметрам закон так и не принёс желаемых позитивных изменений. Достигнутые положительные изменения в основном связаны только с некоторыми сферами деятельности МВД, такими как услуги по выдаче паспортов и прописки (регистрация по месту жительства), и не имеют системный характер, и как показывает опыт самые болезненные сферы деятельности этого министерства всё еще вызывают большое недовольство населения.

Происходящие время от времени негативные инциденты связанные с деятельностью МВД, такие как применение пыток следователями по отношению к обвиняемым, избиение заключённых в местах лишения свободы и частые случаи коррупции в рядах органов внутренних дел только укрепляют негативное отношение рядовых граждан к своим «защитникам».

Для полного понимания ситуации нужно сказать, что в Узбекистане всегда существовали довольно гуманные и продуманные законы. Чего стоит сам основной закон – конституция страны, например, применение пыток или другие незаконные действия со стороны сотрудников органов внутренних дел всегда были запрещены. Но несмотря на все существующие законы, все эти негативные стороны деятельности правоохранительных органов всегда продолжали существовать. Поэтому, было бы сверх наивности, ожидать, что с принятием нескольких новых законов или указов президента все наладится в позитивную строну.

Главная задача – вернуть доверие народа

Президент страны Шавкат Мирзиёев, который по оценкам многих наблюдателей искренне хочет провести необходимые реформы во всех сферах жизни государства, обозначил «возвращение доверия народа» главной задачей всей затеянной реформы органов внутренних дел страны. Этим лозунгом глава государства признал, что за прошедшие годы у населения накопилось много негатива по отношению к правоохранительным органам страны.

Наверное, президент также прекрасно понимает, что в реалиях Узбекистана, принятием нового закона или подписанием нового указа желаемого результата достичь невозможно.

Законы и существующие реалии могут демонстрировать две отличные друг от друга реалии.

В такой ситуации действенным инструментом для успешного проведения намеченных системных реформ в сфере МВД может стать обеспечение широкого общественного контроля над деятельностью МВД и его подразделений, искренне, а не для отвода глаз, увеличить их отчётность перед обществом и обеспечить прозрачность их деятельности.

Но как показывают недавние события, МВД все ещё остаётся скрытой организацией, которая не только не готова распахнуть свои двери для действенного общественного контроля, но и не терпит критики, даже если эта критика выражается не в разоблачающих журналистских расследованиях, а просто в юмористических программах, где высмеивается мелкая коррупция среди инспекторов на дорогах.


Представителей юмористических групп «Шўрданак» и «
Қалпоқ» заставили публично извиниться за высмеивание коррупции среди сотрудников ГАИ, что вызвало общественные негодования среди населения в результате чего высокопоставленному представителю МВД пришлось в оборонительной позе объяснять действия своих коллег.

Самое главное, что недавняя череда негативных инцидентов связанных с применением пыток, что повлекло за собой смерть граждан, явно продемонстрировала, что сама система МВД не способна саморегулировать недостатки в своей деятельности.

В случае с двумя смертями от пыток в Кашкадарьинской и Андижанской областях, уголовные дела по отношению к сотрудникам применивших пытки были открыты не сразу после совершения незаконных действий, а после того как отчаянные родственники погибших распространили видео обращения рядом с телами своих мёртвых родственников несколько недель спустя после этих трагедий.

Только после придания широкой огласке общественности, были проведены служебные расследования в результате чего были открыты уголовные дела.

Смерть 43-летнего жителя андижанской области вызвал вал недовольства среди населения, к которому присоединились официальные лица, президенту даже пришлось провести отдельное видеоселекторное совещание, посвящённое проведению реформ в структурах МВД.


Смерть гражданина А. Абдукаримова, жителя Андижанской области, после пыток со стороны сотрудников МВД, вызвала широкое общественное негодование, президенту Мирзиёеву пришлось провести отдельное правительственное совещание после этого инцидента посвященное проводимым реформам в структурах МВД.


На главный вопрос ответ все ещё не был озвучен, почему если человека пытали в здании подразделения МВД, «на виду у других сотрудников и офицеров», и, если избитое тело забрали на скорой из этого здания, почему не было поведено служебное расследование до того, как сестра погибшего не выпустила видеообращение через почти месяц с момента инцидента.

Благополучная криминогенная ситуация превыше всего

Одна из тенденций которая часто стала наблюдаться за последние годы– это не заведение уголовного или даже административного дела после жалобы потерпевшей стороны. 

Многие дела не заводятся, чтобы не подпортить «благополучный криминогенный образ» махалли, района, города или области, что повлечёт за собой дисциплинарные меры по отношению к сотрудникам отделов МВД в этих районах за неудовлетворительную работу по профилактике и предотвращению преступности. 

Часто приходиться читать, что сотрудники с нерасторопностью относятся или просто бездействуют, когда поступают различные жалобы от населения, в основном от простых людей.


Министр внутренних дел Узбекистана Пулат Бобожонов

 
Недавно на очередном шестом заседании Сената Узбекистана 7 августа 2020 года глава МВД страны Пулат Бобожонов сообщил, что органы МВД отказались от старой практики наказания инспекторов профилактики за рост преступности во вверенных им территориях, в результате чего, инспекторы профилактики, чтобы сохранить благополучный криминогенный облик своей территории не были заинтересованы в увеличении уголовных или административных дел на основе жалоб граждан.

По результатам за первые 6 месяцев 2020 года наблюдается резкое увеличение преступлений особенно мошенничества среди населения. Но как сказал глава МВД многие из этих преступлений были совершены в предыдущие годы, но только в этом году после обращения граждан были открыты уголовные дела.

Не тем занимаетесь, ребята!

Другая тенденция, которая всё больше отслеживается в последние реформаторские годы – это привлечение сотрудников МВД к различным не относящимся к их деятельности занятиям. Это не только привлечение к традиционному сбору хлопка осенью, но и к отслеживанию за тем, чтобы фермер вовремя полил хлопковое поле, сдал сверх плана пшеницу. Доходит то того, что сотрудникам МВД поручают заставлять фермеров купить именно ту семенную картошку, которую предлагают им из местной администрации.

По сути сотрудники МВД стали частной армией местных глав администраций и других начальников, которые во многих случаях принимают решения и действия, противоречащие законам, правам и интересам граждан и предпринимателей. В таких случаях сотрудники МВД обеспечивают безопасность незаконных сносов жилья, отбора урожая у фермеров, инициированных властями на местах и других противозаконных действий.

Во время своей недавней речи[4] на заседании Сената глава МВД сообщил, что по поручению президента страны, сотрудники внутренних дел будут освобождены от обязанностей, не связанных напрямую с обеспечением безопасности в их районах, и будет установлен строгий контроль за необоснованным вмешательством в их деятельность местными органами власти. Как говорится, время покажет.

Когда в прессе появляются материалы о незаконных действиях глав муниципалитетов или районов на местах, таких как избиение или прилюдное оскорбление фермеров, предпринимателей или других сотрудников местной администрации во время совещаний, участвующие в этих собраниях и сидящие на первых рядах начальники местных органов внутренних дел не могут найти в себе смелости защитить права и достоинства человека, напомнить местному чиновнику, что его действия противоречат законам и подпадают под конкретные статьи административного или даже в случаях избиения уголовного наказания.

В очень редких случаях иногда дело доходит до административного наказания, но не из-за что того участвовавшие в таких собраниях начальники органов внутренних дел по причине служебной обязанности инициировали обвинение, а потому, что кто-то из собравшихся заснял все на скрытую камеру или записал аудио и придал незаконные действия и неподобающее поведение местных руководителей огласке, и только потом под давлением общественного мнения местные хокимы штрафуются на несколько миллионов узбекских сумов.


В январе 2020 г. хоким Мингбулакского района Нуршод Худойбердиев был оштрафован на 4,4 млн сумов после  появления в  социальных сетях аудиозаписи, на которой можно услышать, как хоким района оскорбляет сотрудников, работающих под его руководством.

Также вызывает большую озабоченность то, что МВД постепенно становится структурой в главные обязанности которой входит пополнение госказны насчет различных штрафов от населения, своего рода второй налоговый комитет. А штрафы в Узбекистане немаленькие.

Во время весеннего карантина людей возмутило то, что даже в экономически трудные времена, когда многие люди лишились возможности зарабатывать, рядовые сотрудники внутренних дел жаловались на то что от них с большей силой требует выполнять дневной план[5] по выписыванию штрафов нарушителям карантинных мер. Справедливости ради нужно сказать, что не МВД устанавливает размер штрафов.

Вместо заключения

Несмотря на все недостатки в деятельности органов внутренних дел страны, нужно также признать, что Узбекистан уже многие годы занимает самые передовые места по уровню безопасности среди стран мира. Даже опытные иностранные дипломаты в Ташкенте, побывавшие во многих странах, признают, что Ташкент и Узбекистан в целом являются безопасными местами для спокойного проживания. В первую очередь это конечно же заслуга МВД и других правоохранительных органов страны.
Глобальный рейтинг Global Law and Order за 2019 год подтвердил позиции Узбекистана как безопасной страны. В этом рейтинге, Узбекистан разделил четвертое место наряду с Туркменистаном и Швейцарией в качестве самых безопасных стран мира.

Хотя любое правонарушение со стороны сотрудников МВД по отношению к гражданам страны неприемлемо, может быть действительно несправедливо за все недостатки в обществе винить МВД и их сотрудников, ведь в основном они просто выполняют поручения и установки политического руководства страны.

Более того, во многих случаях сама государственная власть принуждает сотрудников МВД к противоправным действиям в ущерб своих граждан. Привлечение сотрудников во всякие хозяйственные работы не относящиеся к их профилю, отвлекает от их прямых обязанностей и неизбежно приводит к их психологическому и физическому истощению и негативно влияет на человеческие и профессиональные качества.

[1] https://www.lex.uz/docs/3027845
[2] Мирзиёев “Ички ишлар органлари тўғрисида”ги қонунни имзолади» https://www.bbc.com/uzbek/uzbekistan-37395748
[3] Ички ишлар вазирлиги ўз ходимлари ҳаққини ўзи бузаяпти https://www.youtube.com/watch?v=NSRcfE35oV0
[4] O’zbekiston Respublikasi Oliy majlisi Senatining 6-yalpi majlisi 2-qismi https://www.youtube.com/watch?v=LDZ4ebBmTd4&t=10647s
[5] Есть ли «план» по штрафам у инспекторов профилактики?  https://www.gazeta.uz/ru/2020/07/27/plan