Минтруд начинает и проигрывает?

Источник: РИА Новости

Как Минтруд безосновательно старается поставить вне закона действия двух частных агентств занятости. Старший советник юстиции Алишер Мухамедов разбирается в ситуации.

Министерство занятости и трудовых отношений Узбекистана (МЗТО) 29 декабря 2022 года через свой Telegram канал распространило официальное уведомление: «Реакция на сообщения о процессе выезда на работу в Республику Корея», в котором сообщает:

«… граждане Узбекистана набираются на работу на основе единой системы сотрудничества со всеми странами, направляющими рабочую силу в Республику Корея. Согласно соглашению между двумя странами, Агентство по внешней трудовой миграции МЗТО является единственной уполномоченной организацией в этом отношении».

Однако, частные агентства занятости (ЧАЗ) Turon World Cooperation и Etos на законных основаниях публикуют на своих Telegram каналах свои рекламные сообщения с предложениями услуг по отправке трудовых мигрантов из Узбекистана в Корею, с их трудоустройством малярами и электриками, с зарплатой 2000–3000 долларов США.

Лицензии частным агентствам занятости выданы со стороны МЗТО, не ограничивают ЧАЗы в выборе страны назначения для отправки трудовых мигрантов.

В соглашении между двумя странами не указано, что частным агентствам занятости Узбекистана запрещается отправлять трудовых мигрантов в Корею.

В Республике Корея законодательством запрещено монополизировать подобные виды деятельности.

Важно отметить, что в Корее действует целый ряд разновидностей въездных виз.

Посольство Республики Корея в Узбекистане выдает трудовым мигрантам из Узбекистана визы Е-9 в Корею только при обращении в посольство непосредственно Агентства по внешней трудовой миграции (АВТМ) МЗТО.

Вместе с тем, посольство выдает гражданам и трудовым мигрантам из Узбекистана и другие виды виз для поездки в Корею, в том числе на работу. При этом, для получения других видов виз не требуется обязательного обращении в посольство, только АВТМ.

Так, к примеру, квалифицированная рабочая виза E-7 выдается как высококвалифицированным сотрудникам, так и узбекистанцам, имеющим многолетний опыт работы в корейских компаниях.

Таким образом, граждане Узбекистана имеют возможность поехать в зарубежные страны тремя разными способами:

— через частные агентства занятости;

— через Агентство по внешней трудовой миграции МЗТО;

— самостоятельно, пройдя тестирование и заключив договор напрямую с работодателями зарубежных стран и это соответствует трудовому законодательству Республики Узбекистан. Ранее действовавшая процедура получения разрешения у Агентства по внешней трудовой миграции МЗТО на работу за границей в 2018 году была отменена специальным решением президента Узбекистана.

Большое количество безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения во всех регионах Узбекистана, нуждаются в трудоустройстве. При этом, как миссией МЗТО, так и целями ЧАЗов являются обеспечение максимальной и достойной занятости каждого трудоспособного гражданина Узбекистана, содействие росту уровня жизни и благосостояния населения путем организации трудовой занятости, трудоустройства безработных, молодежи, женщин.

В этих условиях, чрезвычайно важным является сохранение, восстановление и создание рабочих мест, а также трудоустройство сограждан с возможными наименьшими затратами со стороны государства, расширение после завершения пандемии организованной, легальной трудовой миграции в зарубежные страны, нуждающиеся в трудовых мигрантах.

Президент Узбекистана не раз подчеркивал: «Для нас важно каждое рабочее место. Мы готовы благодарить каждого предпринимателя, который обеспечил работой хотя бы двух человек, так как трудовая занятость человека служит основой благополучия его семьи, повышения его уверенности в завтрашнем дне, роста доверия к государству».

Опубликованные сведения МЗТО показывают, что подавляющее большинство трудовых мигрантов не пользуются услугами государственного унитарного предприятия Агентство по внешней трудовой миграции при МЗТО. В этом году АВТМ организовывало по своей линии внешнюю трудовую миграцию для соискателей работы в количестве 35 тысяч человек. А численность мигрантов, самостоятельно выехавших из Узбекистана на работу в страны дальнего зарубежья, составляет 2 миллиона 346 тысяч человек. Об этом было заявлено на пресс-конференции, проведенной Агентством по внешней трудовой миграции 13 декабря.

АВТМ не в состоянии найти высокооплачиваемую легальную работу с достойными условиями труда за рубежом для достаточно большой массы граждан, изъявляющих желание работать за границей. Это является основной причиной того, что многие, рискуя, едут в зарубежные страны самостоятельно, иногда пользуясь в тех странах услугами сомнительных посредников, которые фактически занимаются торговлей людьми.

На сегодняшний день в реестр ЧАЗов МЗТО, имеющих лицензии на осуществление деятельности по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами РУз, внесены 8 предприятий.

ЧАЗы специализируются на отправке трудовых мигрантов из Узбекистана в страны Европы, в Японию, в богатые страны Среднего Востока и трудоустраивают их на высокооплачиваемые и безопасные места работы.

Как указано в дорожной карте по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, Узбекистан планирует направить 400 тыс. человек на заработки за границу в рамках организованного набора.

Узбекистан является страной-экспортером рабочей силы, и правительство должно проводить такую миграционную политику, которая бы улучшала ситуацию на внутреннем рынке труда в плане сокращения безработицы. Одновременно, это решение вопросов о привлечении валютных поступлений в страну из-за границы, а также защиты трудовых прав и законных интересов граждан Узбекистана, работающих за рубежом.

По нашему мнению, необходимо убрать все возможные препоны для работы ЧАЗов, одними из которых являются монополистические ограничения работы по отправке трудовых мигрантов из Узбекистана в Республику Корея.

Государственное стимулирование работы ЧАЗов, в соответствие со статьей 27 ЗРУ «О частных агентствах занятости», и создание для них благоприятных условий, принятия мер по расширению их участия в реализации программ и проектов в области трудоустройства и занятости населения, поддержка работы по увеличению организованного, легального потока трудовых мигрантов – самая эффективная помощь десяткам тысяч безработных в трудоустройстве. Такая помощь не требует от государства финансовых затрат, и соответствует принятому решению об оптимизации государственных расходов в стране.

Алишер Рустамович Мухамедов,

эксперт по вопросам гражданского общества, труда и занятости,

национальный консультант ПРООН, член Международной ассоциации прокуроров,

старший советник юстиции, кандидат юридических наук, доцент,

директор Организации юридических консультантов  ООО «Alizam Consult Group»

Предыдущие публикации автора на эту тему смотрите:

Как обеспечить безопасность трудовых мигрантов из Узбекистана

Путешествие из Узбекистана в Россию или Квест для мигранта

Что мешает работе частных агентств занятости

У государства все карты краплёные?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.