20 сентября 2019 года на сайте Анхор.Уз было опубликовано письмо-опровержение Национального Банка ВЭД Республики Узбекистан на статью «Шоковая терапия от НБУ» нашего автора Абдуллы Абдукадирова.

Сам факт оперативной реакции Банка на публикацию сайта не может нас не радовать, поскольку мы желаем максимальной открытости в деятельности самого крупного государственного банка.

Вместе с тем, ознакомившись с возражениями Банка, написанными, на наш взгляд, несколько эмоционально, у нас возникло несколько вопросов профессионального характера.
Все закупки, осуществляемые государственными учреждениями Республики Узбекистан должны осуществляться на основе Закона Республики Узбекистан от 11.04.2018 «О государственных закупках», а также в соответствии с Приказом Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 15 мая 2018 года № 185. На наш взгляд, отсутствуют доказательства, что при переходе на новую автоматизированную банковскую систему, статьи 6, 7, 9, 10 указанного Закона соблюдены Банком в полном объеме.

Существующие законодательные документы требуют, прежде всего, обеспечить экономическую обоснованность и прозрачность при проведении государственных закупок. На сайте НБУ информация в разделе «Тендеры» или «Существенные факты» о проведенном тендере по смене АБС до сих пор отсутствует. Ссылки на социальные сети в данном случае, на наш взгляд, вовсе не уместны.

Вы утверждаете, что перед объявлением тендера «все документы были согласованы и утверждены со всеми министерствами и ведомствами в строгом соответствии с законодательством РУз».

Неясно, какие документы были согласованы и утверждены со всеми министерствами и ведомствами? О необходимости смены АБС, о новой системе, на которую руководство хотело перевести банк?

Исходя из приведенного выше вашего утверждения, что вы якобы оповестили своих клиентов о переходе на систему ИАБС только «23 августа 2019 года на сайте, социальных сетях (Facebook, instagram)» ваше отношение к коммуникации с клиентами выглядит, по меньшей мере, несолидно.

Если Банком были соблюдены Положения вышеназванных документов, можно ли опубликовать (или предоставить в распоряжение издания) Протоколы тендерной комиссии «О составлении короткого списка претендентов на победу в Тендере», «Об отборе победителя Тендера»?

Поскольку НБУ ВЭД является государственным банком, на него также распространяются требования статей 5, 7 и 9 Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», может ли наша редакция рассчитывать на получение подробной справки от Банка по соблюдению положений указанного Закона?
Нас также удивило, что в ответе нет ни одной ссылки на официальный документ, на основании которого весь этот переход на новую банковскую систему осуществляется. В соответствии со статьями 7,8 и 9 Закона Республики Узбекистан «О защите информации в автоматизированной банковской системе» специальная Служба защиты информации в автоматизированной банковской системе Центрального банка должна убедиться в том, что внедряемая новая АБС соответствует положениям указанного Закона и требованиям ЦБ. Есть ли у вас заключение такой Службы, которая подтверждает соответствие новой АБС требованиям защиты информации?

В заключение хотелось бы отметить, ни у редакции Anhor.uz, ни у его авторов нет никакой заинтересованности в «очернении» отечественной ИАБС, разработанной «Фидо-Бизнес». Мы максимально объективно пытались представить читателям преимущества и недостатки каждой системы и для этого пользовались информацией из официальных сайтов компаний. Нам глубоко безразлично какой операционной системой НБУ ВЭД пользуется – главное, чтобы клиенты были довольны и не высказывали претензий.

Но нам небезразлично, что такой крупный банк вместо заботы об интересах собственных клиентов, переводит разговор в русло домыслов о, якобы заинтересованности автора, и вместо исправления ситуации пытается найти оправдания тому, что работники банка вынуждены работать внеурочно.

Теперь понятно, что вовсе не случайно НБУ ВЭД занимает не подобающее ему 10-место в опросе, проведенном Ассоциацией Банков Узбекистана по «Итоговым результатам проведенного анализа по определению качества обслуживания коммерческих банков субъектами предпринимательства на конец II квартал 2019 года». Да и комментарии наших читателей, наверное, тоже не мешало бы учесть в будущем.