Специальный представитель правительства Франции по экономическим отношениям со странами Центральной Азии Паскаль Лоро рассказал в интервью CABAR.asia о стратегической роли стран Центральной Азии для Франции, приоритетных направлениях сотрудничества, а также с какими странами оно развивается наиболее активно и почему.

CABAR.asia: В чем вы видите стратегическую роль стран Центральной Азии для Франции? И наоборот: есть ли какое-то стратегическое видение роли Франции в Центральной Азии?

Паскаль Лоро: Центральная Азия для Франции очень важный стратегический регион. Конечно, политическая обстановка здесь продиктована географией: большой сосед на севере – Россия, на Востоке – Китай. Это регион, который сегодня консолидируется, где сосредоточены огромные природные и человеческие ресурсы, где есть очень хороший индустриальный и туристический потенциал. И Франция, у которой есть фирмы мирового уровня, и которая старается иметь максимальное безусловное влияние на ход мировых идей, конечно, должна здесь находиться, чтобы заключить партнерство с местными предприятиями.

На самом высоком государственном уровне – президента Франции г-на Макрона и французского правительства – есть сильное желание и твердое намерение развивать наши экономические отношения с Центральной Азией. Мы видим свою задачу в том, чтобы помогать и сопровождать экономическое развитие этого региона, потому что мы всегда так поступаем. И здесь, как и в других странах и других регионах, мы это делаем. Подчеркну, не вмешиваясь во внутреннюю политическую жизнь независимого государства, с которым мы сотрудничаем. В этом отношении Франция является идеальным партнером: мы абсолютно нейтральны в плане внутренней политики, но мы можем очень много сделать для ваших стран.

Так что Франция имеет два больших плюса в глазах лидеров вашего региона. Первый – то, что у нас есть большие достижения и наработки в сфере высоких технологий и мы готовы поделиться со странами региона этим опытом. И второй – в отличие от некоторых ваших соседей мы, повторюсь, не вмешиваемся в ваши внутренние дела, уважаем независимость и просто отвечаем на ваши запросы и пытаемся удовлетворить ваши потребности.

С какой страной Франция наиболее активно сотрудничает в регионе и почему? 

Центральная Азия – регион, который в целом интересует Французскую Республику. Но надо признать, что в Центральной Азии есть страна, которая является локомотивом экономического развития региона, в которой сосредоточен наибольший экономический и человеческий потенциал, – это Казахстан.      

Напомню, что Франция – первая страна в Европе, которая более 10 лет тому назад заключила с Казахстаном стратегическое партнерство. Франция является третьей страной по объему инвестиций в казахстанскую экономику за годы независимости РК. Одновременно Франция является одним из главных торговых партнеров Казахстана.

Каковы основные приоритетные направления сотрудничества Франции с регионом?

У Франции есть большое число наработок и навыков, которые мы можем предоставить нашим партнерам здесь, в регионе Центральной Азии. Но, безусловно, есть приоритетные направления, которые отражают и нужные потребности здесь на местах и одновременно наши возможности.

В их числе – несколько секторов. Первый – это то, что называется «умный город». Туда входит и водоснабжение, и утилизация отходов, и энергосбережение, разумное использование энергоносителей и т.д. Второй сектор – это цифровые технологии, переход на них экономики. У Франции большой опыт в этой сфере, это одна из самых, если не самая передовая страна в мире в этом отношении.

Третий сектор – это то, что мы называем агробизнесом. Это не просто сельское хозяйство, но и пищевая промышленность. Франция является одним из самых больших агропроизводителей в мире. Здесь, в вашем регионе, очень много ресурсов, но их надо правильно организовать. И у нас есть возможности помочь вам в этом отношении, чтобы развивать производство, чтобы вы могли лучше снабжать агропродукцией не только внутренний рынок, но и торговать ею на международных рынках.

Кроме того, это – энергетический сектор. Франция участвует в нефтегазовом секторе в прикаспийском регионе Казахстана, это нефть, газ. А также на юге Казахстана – в добыче урана. Еще один приоритетный сектор – это все то, что относится к транспорту в широком смысле: транспорт, технология, логистика. Мы в партнерстве с Казахстаном развиваем производство спутников, локомотивов, вертолетов, радаров.  Есть еще много секторов, где у нас уже идет успешное сотрудничество и где оно выходит на новый уровень.


 
Согласно данным французской таможни, объем французско-казахстанского товарообмена уменьшился на 14,1% в 2018 году. Импорт Франции из Казахстана уменьшился на 16,1% в 2018 году, составив менее 3 млрд евро. Наоборот, экспорт Франции из Казахстана увеличился на 8,3% в 2018 году, достигнув 345,7 млн евро.

Вы говорите в основном о Казахстане. А что с другими странами Центральной Азии?

Есть другая важная страна в регионе, которая только что стала открываться иностранным инвесторам, это – Узбекистан. В настоящее время французские предприятия подписывают там очень много контрактов и занимают очень хорошие позиции.

Планируется ли расширять экономическое сотрудничество Франции также с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном?

На сегодняшний день у Франции есть стратегическое партнерство с Казахстаном. Мы не планируем заключать стратегическое партнерство с остальными четырьмя странами региона. Внешняя политика Франции зависит, прежде всего, от того, как себя ведут и какую стратегию вырабатывают для себя сами французские фирмы, какие для них существуют и открываются возможности. Как я уже сказал, много французских фирм сейчас приходит в Узбекистан, занимают сильные позиции, потому что это вторая экономика региона и первая страна здесь по численности населения. 

В других странах – Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане – дела обстоят иначе. Потому что это гораздо меньшие страны, и финансовые возможности более ограниченные. Но, тем не менее, французские фирмы также стараются максимально присутствовать на этих рынках. Наш стратегический подход одинаковый: мы смотрим, как можно помочь странам развиваться исходя из их потребностей и наших возможностей.

Исходя из специфики сотрудничества, которое наиболее активно развивается с Казахстаном, а также заключенных в 2019 году соглашений с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, можно сделать вывод, что Франции в большей степени интересна в регионе нефтегазовая сфера.
Есть ли какие-то далеко идущие цели и интересы в этом направлении?


Я не согласен с таким выводом. У нас нет такого подхода, что мы занимаемся только нефтегазовым сектором. Это, скорее, уже стратегия отдельных компаний. Отмечу, что сотрудничество в этой области активно происходит потому, что энергетический сектор, наверное, один из первых секторов в экономике ваших стран, который открылся к международной конкуренции и стал открытым для международных инвестиций. К тому же это просто отражает ситуацию на местах в этих странах в тот момент, когда они стали сотрудничать с международным сообществом: были энергоресурсы и правительства этих стран хотели развивать производство в данной области.

А что мы, французы, желаем, так это помочь вам в плане диверсификации экономики. Чтобы вы были не только тет-а-тет с энергоресурсами, но чтобы у вас развивалось производство и в других секторах экономики. Это будет лучше для вас как в плане макроэкономическом, так и в плане занятости населения, трудоустройства.   

Назовите, пожалуйста, самые значимые проекты для Франции в регионе.

В Узбекистане очень много французских фирм работает в области водоснабжения, очищения воды, утилизации отходов. Также в области туризма. Сейчас ряд французских компаний развивают турзону Бостанлык близ Ташкента, скоро это будет самый большой горнолыжный курорт в центральноазиатском регионе. Большой проект сейчас реализует в Узбекистане компания Total Eren – фотоэлектрическая станция мощностью 100 МВт.

В Казахстане – много значимых проектов, в первую очередь – в области энергетики, транспорта, туризма, агропромышленности. В их числе также проект создания школ программирования с целью подготовки IT-специалистов мирового уровня.


У Франции развивается наиболее активное сотрудничество с Казахстаном, означает ли это, что здесь созданы более благоприятные условия для инвестирования иностранного капитала?

Казахстан стал первой из всех пяти государств Центральной Азии страной, которая открылась международному сотрудничеству. Бизнес-климат в Казахстане приемлемый, но, конечно же, можно его улучшить.

Что именно?

Например, налоговую сферу – чтобы не было двойного налогообложения предприятий. Чтобы улучшить инвестиционный климат и бизнес-климат в Казахстане для иностранных инвесторов и иностранных компаний, была создана диалоговая площадка по инвестиционному сотрудничеству Казахстана с Европейским Союзом. Одним из ее положений было признание необходимости большей прозрачности в проведении тендеров.

Очень важно также обеспечение независимого правосудия. Если возникает конфликт между французскими компаниями и инвесторами с местными компаниями, должен быть справедливый и независимый суд. Франция также работает сообща с антикоррупционными структурами Казахстана, чтобы здесь укоренились лучшие международные практики и лучшие способы борьбы с коррупцией.

Какие еще проблемы в регионе мешают наращивать торгово-экономические отношения с Францией?

Для стран Центральной Азии, думаю, необходимо сделать рынок более открытым не только по отношению к внешним партнерам, но и внутри – между самими странами. Если вы сможете создать общий региональный рынок, вы станете сильнее и более привлекательными для иностранных инвесторов. А дальше – это уже задача французских властей и властей ваших стран, предприятий стран, чтобы они нашли пути успешного сотрудничества.

Вас назначили на этот пост весной прошлого года. Хотя это небольшой срок, по вашему мнению, насколько оказалось эффективным появление новой должности, учрежденной именно исходя из стратегического значения Центральной Азии для Франции?

Всегда трудно судить о собственных результатах работы. Скажу, что моя роль – это поддержать все то, что делается в регионе нашими посольствами, нашими экономическими отделами, и помогать налаживать контакты на высшем уровне. В целом за небольшой период было решено много проблемных и спорных вопросов, были сдвинуты некоторые ситуации с мертвой точки.

Но немало зависит также от наших предприятий, а они частные и независимые. Они тоже должны стараться, делать хорошие предложения, которые были бы выгодны для стран региона.