«Сейчас каждый на себе почувствовал, как живут люди с инвалидностью в изоляции десятками лет»
В карантине, вероятно, многие на себе почувствовали, каково приходится людям с инвалидностью, которые живут в изоляции десятками лет…
Одиноким людям с инвалидностью и пенсионерам в Узбекистане будут ежемесячно выдавать перчатки, маски, антисептики и антибактериальное мыло. Такое решение приняла Специальная республиканская комиссия по борьбе с коронавирусом. Однако, председатель Ассоциации инвалидов Узбекистана Ойбек Исаков считает, что Спецкомиссия могла бы проконсультироваться с общественными организациями о том, что нужно людям с инвалидностью помимо питания. По его данным около пяти тысяч людей с инвалидностью в Ташкенте оказались в беспомощном положении.
«Есть люди с инвалидностью, которые каждый месяц должны проходить реабилитацию. В связи с прекращением работы общественного транспорта и такси они не могут добраться до поликлиник, состояние здоровья этих людей ухудшается. Когда принимались меры по прекращению работы общественного транспорта и такси никто не подумал, как такие больные доберутся до больницы. У кого-то сломался протез, у другого – коляска. Сейчас, вероятно, многие на себе почувствовали, каково приходится людям с инвалидностью, которые живут в изоляции десятки лет. Люди с инвалидностью не могут выйти на улицу потому, что нет доступной физической среды, фактически свыше 50 тысяч людей с инвалидностью находятся под домашним арестом годами. Под домашний арест их посадило наше общество, которое не создало доступную среду для этих людей», — отметил Ойбек Исаков.
Где человек с инвалидностью может получить помощь сегодня, в условиях карантина?
Помощь можно получить, позвонив в Центр координации спонсорской деятельности, который проводит большую работу, но охватить всех, к сожалению, не в состоянии.
Коронавирус многих застал врасплох, в том числе и общественные организации. В день я консультирую 5 -7 человек. Недавно получил сообщение: у человека сломалась коляска, передвижение без нее невозможно, что делать? Вызвать мастера невозможно, нет транспорта, новая инвалидная коляска не по карману. Спецкомиссия по борьбе с коронавирусом могла бы проконсультироваться с Ассоциацией инвалидов Узбекистана, каковы потребности у людей с инвалидностью во время коронавируса, помимо питания. Мы не можем достучаться до комиссии.
Вы говорите, что люди с инвалидностью оказались под домашним арестом из-за отсутствия доступной среды. Почему так происходит?
Почти 30 лет назад принят закон «О социальной защищенности инвалидов», которым предусмотрено, что все организации в независимости от форм собственности должны создавать доступную среду для людей с инвалидностью.
В 2008 году в Узбекистане ввели административные штрафы за несоблюдение требований по созданию доступной среды, определили контролирующий орган, который имеет право налагать штрафы – Министерство труда. К сожалению, на сегодняшний день, этот механизм не работает.
В этом я вижу три основные причины:
Первая – Министерство труда практически не занимается сбором штрафов. Когда Ассоциация инвалидов направила запрос сколько предприятий и организаций оштрафовано за несоблюдение требований закона по созданию доступной среды, была озвучена цифра в 3000 предприятий. Это по нашим подсчетам менее 1% предприятий и организаций Ташкента.
Вторая – за прошлый год Минтруд собрал не более 7 млн сумов штрафов. В министерстве отметили, что они не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность бизнесменов. Однако, полагаю, требовать исполнения закона — это не вмешательство в хозяйственную деятельность.
Третья — эти штрафы не попадают на расчетный счет Минтруда, не расходуются целенаправленно на создание доступной физической среды, хотя согласно упомянутому закону именно на это деньги и должны расходоваться. Они попадают в Министерство финансов и, возможно, растворяются в общем бюджете.
Ранее вы предлагали, чтобы суммы штрафов поступали в Фонд социальной защиты инвалидов. Почему этот механизм не сработал?
Наша Ассоциация предлагала, чтобы доступность среды контролировало не Министерство труда, а хокимияты. Именно хокимияты знают сколько предприятий и госучреждений на их территории не приспособлено для людей с инвалидностью. Мы предлагаем, чтобы хокимияты контролировали исполнение закона и чтобы штрафы аккумулировались на счетах хокимиятов. Тогда Ассоциация совместно с хокимиятами могла бы контролировать, чтобы эти деньги тратились на создание доступной физической среды.
В 2018 году был создан Фонд социальной защиты инвалидов, источником его финансирования определены всего 10% от суммы штрафов, наложенных на предприятия и организации за неисполнение требований закона по созданию доступной физической среды. Так вот за прошлый год в Фонд поступило от 1 до 3 млн сумов.
На днях принято решение о возобновлении строительства. Какой процент зданий в Ташкенте доступен для людей с инвалидностью и что мешает вновь возводимые здания сделать доступными?
Ничего не мешает, более того, доступная среда — это требование законодательства. Есть масса нормативных актов, которые требуют, чтобы вновь строящиеся здания были приспособлены для людей с инвалидностью. Однако, создается впечатление что в Министерстве строительства не контролируют данный вопроса, а в Управлении капитального строительства хокимията Ташкента не понимают, что такое доступная среда. Мы предлагали хокимияту Ташкента при проведении тендеров на строительство одним из критериев сделать доступную физическую среду для людей с инвалидностью. Казалось бы, это предложение никаких денег не требует, но этот критерий не включают.
Мониторинг Ассоциации инвалидов Узбекистана показал, что лишь 10% зданий в Ташкенте отвечают стандартам доступности физической среды для людей с инвалидностью. Показательно, что это здания, которые строились при участии иностранных инвесторов.
Ассоциация инвалидов Узбекистана разработала проект по доступной среде «Город для всех». Мы дважды подавали этот проект на утверждение Ташкентскому городскому Кенгашу народных депутатов и дважды голосование по проекту было отложено. В третий раз мы, вероятно, не будем подавать, потому что мы видим отношение к людям с инвалидностью и к этому проекту. Оно безразличное, если не сказать больше. Не помог даже аргумент, что Узбекистан может проиграть заявку на проведение Азиатских и Паралимпийских игр в 2030 году в Ташкенте, потому что представители паралимпийского комитета не допустят проведения Паралимпийских игр в городе, не приспособленном для людей с инвалидностью.
Как вы думаете, в чем причина таких системных сбоев? Есть пример — когда проводили Самаркандский полумарафон, там удалось быстро создать доступную среду.
Важно ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов. В указе президента от 1 декабря 2017 года дано поручение подготовить конкретные шаги по ратификации Конвенции о правах инвалидов. Был установлен срок – август 2018 года. Исполнитель тоже был установлен – это Национальный центр по правам человека. К сожалению, до сих пор центр не выполнил пункт этого указа.
Теперь по полумарафону в Самарканде. Хоким города и хоким области проделали большую работу по созданию доступной среды, особенно на исторических памятниках: Регистан, Гур-Эмир, мавзолей первого президента. Мы также задались вопросом почему доступная среда была создана в такие краткие сроки? Потому что авторитетная организация занималась организацией [прим. авт. – Фонд развития культуры и искусства]. Может быть в Ташкенте тоже нужно, чтобы созданием доступной среды занялась какая-то авторитетная организация, к которой прислушается хокимият. К сожалению, неправительственные организации, которые представляют интересы людей с инвалидностью хокимият города не слышит.
Что необходимо, чтобы органы власти услышали требования Ассоциации инвалидов Узбекистана?
Во-первых, необходимо ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов. Тогда, через два года после ратификации государство должно отчитаться перед Комитетами ООН о работе по созданию доступной среды. Это будет стимулом, чтобы государство начало что-то делать в данном направлении.
Во-вторых, необходимо принять Государственную программу по созданию доступной физической среды для людей с инвалидностью. Такая программа существует в Казахстане, России, но в Узбекистане ее нет.
Ну, а в-третьих, полагаю, что если бы на вопросы оказания помощи для людей с инвалидностью обратила внимание организация, во главе которой находится, допустим, Саида Мирзиёева, тогда, возможно, что-то сдвинулось бы с места.
Дана Опарина
Комментарии