Куда исчезает газ в Узбекистане
От редакции: хищение газа – одна из проблем в Узбекистане, которая остается актуальной на протяжении многих лет, при очевидных возможностях решения этой проблемы, одними из которых является внедрение интеллектуальных систем учета, прозрачность и ежемесячная публикация открытых данных, которые вполне позволили бы решить эту проблему, что, очевидно, не в интересах определенного круга лиц. Ниже мы публикуем мнение человека, эксперта в нефтегазовой сфере, которому очевидны причины хищения газа. В распоряжении редакции имеются документы для внутреннего пользования, которые использовались в данном материале. Автор материала, воспользовавшись законом РУз «О СМИ» пожелал остаться неназванным.
Редакция не может проверить все доводы автора по причине отсутствия открытых данных, в нарушении закона РУз «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» в описываемой сфере.
Еще в 2015 году «Газпром трансгаз» говорил о перспективах развития рынка газобаллонных автомобилей на природном газе, ясно обозначив собственный интерес по внедрению технологии газомоторного топлива CNG (сжатый природный газ) и LNG (сжиженный природный газ) для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с целью повышения доли более дешевого газа в объемах потребляемого топлива в стране.
Всё последующее развитие событий в Узбекистане отражало интерес Газпрома, обслуживающего его «Газпромбанка» и других государственных банков России, во внедрении технологий получения сжиженного газа и строительства сети АГНКС в Узбекистане. «Газпромбанк» и «Росэксимбанк» выделили кредит на строительство завода GTL в Кашкадарье на общую сумму 220 млн долларов США. Если в 2017 году в Узбекистане насчитывалось более 800 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), то к июню 2022 года уже действовало более 1200 АГНКС.
Справка: комплексы АГНКС подают газ и подобные материалы для использования машин с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Объем потребляемого газа всеми АГНКС Узбекистана в разрезе регионов всегда был показателем, вызывающим споры среди специалистов отрасли. По официальным данным АО «Узтрансгаз», за первые семь месяцев 2019 года общий объем потребления всеми АГНКС Узбекистана природного газа составил около 300 млн м3. По итогам того же 2019 года АО «Узтрансгаз» опубликовал отчет об объемах поставляемого в АГНКС газа в объёме 4 млрд м3 в год, что примерно в восемь раз больше опубликованных ранее цифр.
Ряд специалистов отрасли, которые пожелали остаться неназванными, подтвердили Anhor.uz, что по балансу АО «Узтрансгаз» на все АГНКС в 2020-2022 годах были выделены внушительные объемы газа и они подозрительно прямо коррелировали с объемами неоплаты поставленного газа населением:
- в 2020 году – выделено 3,1 млрд м3 газа на АГНКС. При этом потери или объем «неоплаты населения» составили примерно 1,2 млрд м3 при объеме потребления населения 11 млрд м3;
- в 2021 году выделено уже 4 млрд м3 газа на АГНКС. Потери или объем якобы «неоплаты населения» уже составили примерно 2 млрд м3 при объеме потребления населения 12 м3. Причина роста потребления газа населением в таких масштабах никогда не комментировалась;
- в 2022 году для АГНКС выделено 4 млрд м3 газа, при прогнозе объема потребления населения 12,4 млрд м3;
В соответствии с существующим в системе порядком все АГНКС ежегодно согласовывают с АО «Узтрансгаз» и АО «Худудгазтаъминот» прогнозные объемы газа для реализации и ежемесячно должны осуществлять 70% предоплаты от месячного прогнозного объема. Таков установленный в отрасли порядок.
В автомобили типов Matiz/Spark, как правило, устанавливают 65-литровые баллоны цилиндрической формы, куда помещается до 13 м3 природного газа. В Lacetti/Gentra/Cobalt – 100-литровые баллоны, вместимостью до 22 м3, в грузовые автомобили устанавливают баллоны вместимостью до 400 м3. Цены на АГКНС варьируются от 2 850 сумов в столице, до 2 600 сумов – за пределами Ташкента. Чистая прибыль АГНКС от продажи 1 м3 природного газа составляет 500 сумов, так как цена продажи включает еще НДС 15% и акцизный налог 20%. Иными словами, чистая прибыль АГНКС всей страны составляет от 2 трлн сумов (это примерно 182 млн долларов США) в год. Эта прибыль образуется в случае, если владелец АГНКС платит поставщику за поставленный газ и налоги. А если за поставленный газ не платить и списать на «неоплаченный населением газ», то суммы прибыли значительно повышаются, составляя фантастические 5,2 трлн сумов или примерно 477 млн долларов США по объемам и ценам 2022 года, так как неоплаченный поставщикам, однако реализованный конечным потребителям газ уже будет продаваться грузовым автомобилям по 1300-1500 сумов и легковым автомобилям по 1800-2000 сумов, хотя на табло может быть указана фиксированная цена в диапазоне 2400-2800 сумов.
Сеть, суть и масштабы проблемы
Как правило, большинство АГНКС не платят в полном объеме поставщикам за поставленный газ, и выручаемые деньги распределяются людьми и компаниями, которые создали эту сеть реализации общенационального богатства.
По разным оценкам экспертов, к которым обращался Anhor.uz, объем «не учитываемого» газа, продаваемых АГНКС существенно отличается в зависимости от региона и от конкретной близости к самым популярным маршрутам движения легковых и грузовых машин.
В целом, в Ташкенте, Республике Каракалпакстан, Ферганской долине около 20% от ежемесячного объёма реализации официально не учитываются, и именно поэтому в этих регионах самые большие показатели продажи природного газа через сети АГНКС.
Однако, цены АГНКС, которые расположены по трассам М-39, М-34, М-37, А-373, А-378 и А-380 в Ташкентской, Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Бухарской и Хорезмской областях, это ориентировочно 650 АГНКС зависят от реального держателя бизнеса, которые мы условно разделили на три группы:
- АГНКС, где владельцы, аффилированные с местными чиновниками и представителями силовых структур районного уровня, где примерная доля не учитываемого счетчиками газа составляет около 30% (средний объем фактических продаж до 10 тыс. м3/сутки), с ценой продажи газа для легковых автомобилей 2 800 сумов и грузовых 2 600 сумов;
- АГНКС, где владельцы, аффилированы с местными чиновниками и представителями силовых структур областного уровня, а также АО «Узтрансгаз» и АО «Худудгазтаъминот», где примерная доля не учитываемого счетчиками газа составляет в размере 50-70% (средний объем фактических продаж до 20 тыс. м3/сутки), с ценой продажи газа для легковых автомобилей 2 800 сумов и грузовых 2 600 сумов;
- АГНКС, преимущественно по трассе М-39, М-34 и А-373, М-37, А-378 и А-380, где владельцы (ориентировочно 280 АГНКС, небольшое количество по трассе М-37, А-378 и А-380), влиятельные бизнесмены из Джизака, Сырдарьи, Ферганы, Сурхандарьи и Намангана, связанные с чиновниками республиканского масштаба с примерной долей «не учитываемого» газа и электроэнергии в размере до 90% (средний объем фактических продаж от 20 тыс. до 100 тыс. м3/сутки), с ценой продажи газа для легковых автомобилей 1800-2000 сумов и грузовых 1300-1500 сумов.
Специалисты отрасли утверждают, что история образования такого рода безнаказанных хищений газа началась еще в 2014 году, когда одним из бывших руководителей энергетического комплекса страны были инициированы проверки АГНКС, и вскоре было негласное указание, чтобы проверяющие «закрывали глаза» на хищения газа в теплицах, кирпичных заводах и заправках, принадлежащих им и бывшим руководителям в силовых структурах.
Еще тогда в 2014 году и в последующем проверками инспекции АО «Узбекнефтегаз» было выявлено, что корректировка фактических показателей потребления газа, а по существу, хищение газа может происходить по нескольким схемам или по комбинации нескольких схем:
- установка байпасных подключений к газопроводам, — то есть, когда имеются два подключения, как через счетчики, так и без. Этот круг владельцев АГНКС, работает напрямую с руководителями Управления магистральных проводов – УМГ (вознаграждение ответственным лицам от 5-15 тыс. долл. за АГНКС в месяц);
- осуществление ежемесячной калибровки и настройки показаний онлайн счетчиков для корректировки показателей объема потребления. Этот круг владельцев АГНКС работает также с метрологами, инженерами или с руководителями УМГ (расходы на их вознаграждение составляют в среднем 500 долларов за АГНКС в месяц);
- осуществление ежедневной калибровки и настройки показаний онлайн счетчиков, для изменений ежедневных показателей. Некоторые владельцы АГНКС также работают с главными метрологами или с руководителями УМГ (расходы на вознаграждения в среднем 3-10 тыс. долларов за АГНКС в месяц, поскольку в отдельные дни показания счетчиков не корректируются);
- подключение дополнительного модуля в качестве пульта управления онлайн счетчиком для ежедневного изменения показателей, что позволяет самому владельцу АГНКС включать и выключать счетчики. В этот круг также вовлечены главными метрологи или руководители УМГ (расходы на вознаграждения в среднем 3-10 тыс. долл. за АГНКС в месяц);
- предоставление прямого онлайн доступа к централизованной системе управления газовыми счетчиками владельцам АГНКС для ежедневного изменения показателей счетчиков. Здесь также вовлечены главные метрологи или руководители УМГ (расходы на вознаграждения в среднем 10-20 тыс. долл. за АГНКС в месяц);
Согласно инсайдерской информации, объемы «не учитываемого» газа ежемесячно обговариваются на уровне руководителей УМГ или главных метрологов, изменения показателей и настройка онлайн счетчиков осуществляется метрологами и инженерами всех уровней АО «Узтрансгаз» и АО «Худудгазтаъминот» (или аналогичных вновь созданных оптовых продавцов природного газа). Объемы для АГНКС, имеющих доступ к онлайн системе контроля показаний счетчиков непосредственно «согласовываются» ежемесячно на самом высоком уровне первых руководителей (в некоторых случаях их заместителей и бывших руководителей) АО «Узтрансгаз», АО «Худудгазтаъминот».
Во время любых сторонних или плановых проверок все АГНКС информируются в оперативном порядке, и некоторые приостанавливают работу до завершения инспекции.
При выявлении фактов хищения владельцы АГНКС в судебном порядке оспаривают факт обнаружение хищения проверяющими лицами, по согласованию с руководителями «Узнефтегазинспекции», АО «Узтрансгаз» и АО «Худудгазтаъминот», с вариантами снижения объема хищения и штрафа, вплоть до варианта уничтожения улик и отмены фактов обнаружения хищений с возвращением выплаченных штрафов.
По примерным расчетам, за 2021 год объем «неучтённого» газа в размере 2 млрд м3 принёс владельцам АГНКС примерно 3,7 трлн сумов (340 млн долларов США). Государство получило убыток на 1,3 трлн сумов в виде неуплаченного налога, АО «Узтрансгаз» и АО «Худудгазтаъминот» 2 трлн сумов в виде недополученной прибыли от неучтенного газа или перераспределенного на потребители (население) в виде неоплаты (с изменением показаний в биллинг системе).
В масштабах отрасли объем безнаказанных хищений намного меньше, по сравнению с уровнем допускаемого воровства в инвестиционных проектах нефтегазовой отрасли, которые по признанию международных консалтинговых организаций наносят колоссальный ущерб не только экономике, но и жизни простых граждан. Одним только постановлением президента страны от 4 апреля 2020 года №4664 АО «Узбекнефтегаз» был списан государственный долг в размере превышающем 1,120 млрд долларов, выданные в виде кредитов Фондом реконструкции и развития Узбекистана, средств на пополнение уставного капитала и прочее. Эти средства в основном были направлены АО «Узбекнефтегаз» на строительство завода GTL в Кашкадарье.
Возможное решение проблемы
Для борьбы с коррупцией в этой отрасли требуется несколько шагов со стороны государства:
- Пересмотр системы биллинга в пользу качественных, зарекомендовавших себя на международном уровне, с высокой степенью защиты и шифрования данных на онлайн счетчиках (к примеру — SAP), так как действующие системы разработанные отечественными IT компаниями, имеют возможности для изменения сведений в базе данных с отключенными функциями слежки за действиями пользователей системы.
- Ужесточение мер наказания за изменения данных счетчиков и базы данных, в частности метрологам, инженерам, операторам, компаниям импортирующих и сертифицирующих счетчики.
- Внесение в законодательство новых правил, в соответствии с которыми владельцами АГНКС могут быть только добывающие компании. Это позволит полностью искоренить появление необоснованных потерь или «неучтенного» газа, так как при владении АГНКС, добывающие компании не будут заинтересованы в появлении расхождений на замерных узлах от пункта добычи до пункта конечной реализации, или в возникновении судебных скандалов. Кроме того, транспортирующие компании АО «Узтрансгаз», АО «Худудгазтаъминот» и новый оператор АО UzGasTrade также не будут заинтересованы в снижении объемов на показателях, так как это отразится на объеме выручки.
Существующим владельцам АГНКС можно предложить новую модель бизнеса, которая позволит им получить свои доходы за несколько месяцев вперед, и при этом они станут совместными владельцами более крупного, и вместе с тем, прозрачного бизнеса. АГНКС могут быть приобретены добывающими компаниями по рыночным ценам, путем:
- слияния или обмена акциями с владельцами АГНКС (для получения дивидендов владельцы АГНКС войдут в капитал добывающих компаний и получат акции);
- выкупа доли у владельцев АГНКС частично или полностью (для выхода из бизнеса с выгодой);
- кредитования покупателей АГНКС коммерческими банками по линии инфраструктурных проектов расширения сети АГНКС, с возможностью выкупа самих АГНКС производителями газа в течение 10 лет.
Если это все правда, то я мягко говоря в шоке. А решение проблемы не в тех вариантах, которые перечислили автор, а в уничтожении коррупции. Хотя это для нас просто сказка. Коррупция у нас бессмертна. И главная причина бессмертия то, что главарей все знают, но ничего с этим никто не делает.
Фаргона вилоят худудидан утувчи А 373 трассасидан 5 та метан газ заправкаси мавжуд булиб,уларнинг барчаси саноат коллекторидан газ олади маълумот хато ва факе
Данные очень поверхностные, в долине очень многие заправки подключены к коллектору, а не в ГРС, счетчики опломбированы, даже ящик от счетчика опломбирован, ни в ручную ни онлайн абсолютно доступа нет к счетчику, надо обратить внимание на заправки подключенные на прямую к ГРС, прибыль тоже не правильно, есть заправки работающие на 100 сум из-за сильного конкуренции, и самое важное национализации или монополизация заправок, вы с ума сошли, это путь назад же, из-за конкуренции в перевале цены 2200-2400 сум, это разве не результат конкуренции? Наоборот надо заставить королей метанзаправок уважать конкуренцию с мелькими заправками путем контролья со стороны государства соблюдать правила и в строительтве и в процессе работы, не должно быть двойных стандартов, вот самая большая проблема
В принципе не удивлен ничему.
Давлат узига карашли мулкларни хусусийоаштиришни бошлаган булса, таклиф киланаетган вариант яна давлат еки монопол ташкилотни ташкил килишга каратилган, яни агар угрликлар булаетган булса энди битта катта угри булади эканда. Колаверса Жизах Сирдарье ва Самарканд регионларида угриликни тухташини иложи йук чунки у ерда неопотизм бор буни хамма билади шунинг учун хеч кимни кучи етмайди Президендан бошкасини.
Статья очень классно раскрыта, только предложения решения проблем заказные.
SAP не выпускает приборов учета газа. Действующая система УГ, как и любая другая система учета газа не сможет исправить ситуацию с администрацией предприятий. Внедрение SAP -как системы управления предприятием не допустимо с учетом их отношения к России (например) при крайне высокой стоимости внедрения-если об этом пытался сказать «эксперт НГ отрасли»
Нужно применять систему наказания принятую в странах с высокой скорость развития экономики. Можно проверить все построенные объекты и найти необоснованное завышение стоимости объекта