Павел Устинов об устойчивой архитектуре Тель-Авива и конкурсе Me’mor//2021

В преддверии архитектурного конкурса Memor//2021 известный архитектор Павел Устинов делится своим опытом проектирования высотных зданий, принципами внедрения «устойчивой архитектуры» в Израиле. Архитектура и строительство в Тель-Авиве происходит в уже сложившейся среде, поэтому данный опыт также может быть очень полезен для большинства развивающихся городов Узбекистана.

— Вы известны целой плеядой архитектурных произведений в Израиле, в числе которых первые жилые небоскребы Тель-Авива W Tower и One Tower. Расскажите, как вы начинали?

Рис. 1.

Слева  «W Tower» жилое здание, 46 этажей.  Высота 154.6 м.

Справа «One Tower» жилое здание, 29 этажей. Высота 102 м.

— До приезда в Израиль, я 15 лет работал в ведущем научно-исследовательском проектном институте Ленинграда (Санкт-Петербурга) ЛЕННИИПРОЕКТ, в очень интересной мастерской, которая занималась проектированием гостиниц, жилых зданий, и медицинских сооружений. Уровень архитектуры в Ленинграде (Санкт-Петербурге) достаточно высокий и мне очень повезло начать здесь свою архитектурную деятельность.

В 1990 году я переехал в Израиль. Это было благоприятное время, чтобы найти работу по специальности. Мне повезло попасть в одну из ведущих частных мастерских Израиля и переучиться в плане понимания местной среды и образа жизни, который отличался от образа жизни в Советском Союзе. В мастерской я занимался проектированием жилья, а для этого нужно было лучше узнать психологию жителей и особенности местной архитектуры.

Здесь мы спроектировали «W Tower»: высотное здание в центре Тель-Авива в 46 этажей. Оно являлось самым высоким жилым зданием в Израиле на тот момент. Когда мы начинали проектирование, подобные сооружения были большой редкостью, однако жизнь не стоит на месте и сегодня в стране строится достаточно много небоскребов, которые доходят и до 80 этажей.

— Как жители Тель-Авива относятся к строительству высотных зданий?

— Тель-Авив, можно сказать, вторая столица Израиля и люди, населяющие этот город, в основном, входят в более состоятельный продвинутый социальный слой. Поэтому все новшества здесь легче адаптируются и какого-то негативного отношения к переходу к высотному строительству здесь не было. Высотное строительство хоть и удорожает стоимость квартир, но местных жителей Тель-Авива, так как он сам по себе является довольно дорогим городом, дополнительный расход не очень смущает. Из-за высокого спроса на жилье и достаточного дохода населения никаких возражений не возникало.

— В Узбекистане растет строительство высотных зданий. Чем больше и выше здание, тем больше оно воздействует на инженерную инфраструктуру города, тем самым делая ее менее «устойчивой».  В связи с этим хотелось бы узнать о градостроительной политике города: существуют ли какие-либо механизмы, балансирующие инженерную инфраструктуру и высотность строительства в Тель-Авиве, платит ли застройщик дополнительные налоги на строительство высотных зданий и как.  

Строительство в Тель-Авиве — это строительство в уже сложившейся среде и это вызывает технические и организационные сложности. Высотный дом — это большое количество квартир, поэтому происходит реконструкция сетей.

Власти Тель-Авива с этим хорошо справляются. В Израиле проектирование и строительство осуществляется частными компаниями, где даже государство является клиентом частного бизнеса. Однако, основная финансовая нагрузка от строительства высотного здания в итоге перекладывается на покупателя квартир.

Касательно вопроса о налоговой политике муниципалитета на высотное строительство, я здесь не большой специалист, так как являюсь проектировщиком. Городские муниципалитеты разрабатывают планы коммуникаций. Какую-то долю подрядчики, скорее всего, платят муниципалитету для покрытия расходов по городским коммуникациям. Основная доля финансовых вопросов решается во время покупки участка через открытый и прозрачный конкурс.

Здесь государственные учреждения все делают прозрачно, даже вакансия на должность уборщицы здесь проводится через прозрачный конкурс. Все вносят свой вклад в развитие города.

— В Тель-Авиве жаркий и влажный климат. Как вам удается адаптировать здания под условия местного климата? Применяются ли при проектировании и строительстве принципы «устойчивой архитектуры», которые могли бы обеспечить не только комфорт, но и безопасность для людей?

Большой акцент и внимание выделяется озеленению. Озеленение — это значительная часть экологической программы в городе. Каждый проект включает подробную проработку озеленения участка. Например, согласно местным нормам, в жилье минимальная площадь зеленых насаждений на участке должна быть не менее 30%.

Здесь не примут здание к заселению, если не будет полностью выполнена вся система озеленения, водоснабжения и полива.

Что касается зданий, то строительными нормами закреплено использование солнечной энергии для горячего водоснабжения. В каждом доме и квартире имеется солнечный водонагреватель, который нагревает воду с помощью солнечной энергии.

Рис. 2 Солнечный водонагреватель.

Для высотных зданий в этом плане есть некоторые трудности, т.к. экономичность использования воды таким образом ограничивается длиной труб; например, при 9-ти этажах такое решение нормально, т.к. не происходят большие теплопотери на пути. Поэтому в зданиях повыше горячее водоснабжение может быть достигнуто за счет электричества. Также внедряется обязательная установка теплонасосов. У нас каждая квартира имеет техническую площадку на фасаде, где установлен бойлер и кондиционеры. Площадка декорируется архитектурными приемами со стороны фасадов.

Здесь теплонасосы берут большое количество выбрасываемого из кондиционеров горячего воздуха и подают его на бойлер, тем самым ускоряя нагрев воды и уменьшая энергозатраты. Теплоизоляция зданий также применяется для предотвращения перегрева зданий летом.

Кроме этого, весь мир переходит на «умное фасадное остекление», которое задерживает часть светового потока, уменьшая нагрев помещения в высотных зданиях с большими витринами.

Мэрия Тель-Авива начала вводить строительство подземных автомобильных стоянок. Раньше в городе была установлена норма на два машино-места на любой тип квартир. В итоге увеличилась стоимость строительства жилья, так как большое количество автомобильных стоянок начало пустовать. В это же время транспортная городская политика переориентировалась на общественный транспорт, чтобы снизить количество автомобилистов, приезжающих в город в поисках работы. Однако, эпидемия COVID-19 все подкосила — больше людей стало передвигаться частым автотранспортом вместо общественного, и автомобильная нагрузка на город снова увеличилась.

Вопрос переработки мусора в Израиле тоже актуален. В новых проектах в ряде городов, наряду с обычной стали также требовать проектирование пневматических систем мусороудаления.

— Вы член жюри архитектурного конкурса Memor//2021, который вышел за стандартные рамки конкурса, создав две дополнительные номинации за лучшую журналистскую статью и лучшую студенческую работу, чтобы способствовать «устойчивому» развитию архитектуры Узбекистана. Что бы вы пожелали его участникам, которые способствуют прогрессу в этом направлении?

— Я приветствую номинацию для журналистов и считаю, что инициатива является очень полезной и необходимой, потому что строительство является очень серьезной отраслью и требует широкого освещения. Номинация для студентов позволит им ближе познакомиться с проблемами и решениями вопросов «устойчивой архитектуры», попробовать свои силы и раскрыть свой интерес в этом направлении. Экология находится на пике общественного внимания. Однако архитектор не является прямым субъектом процесса интеграции «устойчивых технологий», так как все упирается в социально-экономические и технологические параметры государства. Само общество должно быть интеллектуально и экономически готовым к «устойчивым переменам», поэтому роль журналистов здесь крайне важна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.