35 процентов женщин когда-либо подвергались физическому и/или сексуальному насилию со стороны интимного партнера, либо сексуальному насилию со стороны другого лица.  Такова мировая статистики Всемирной организации здравоохранения.

ВОЗ отмечает, что одним из важных способов предотвращения и прекращения насилия в отношении женщин является половое воспитание подростков в школах, которое бросает вызов стереотипам и вредным гендерным нормам. Половое просвещение должно охватывать различные темы, которые могут оказать поддержку молодым людям, такие как избежание негативных последствий для здоровья, создание условий для общения по вопросам половой жизни и сексуального здоровья, понимание здоровых и нездоровых отношений, признание ценности самих себя и своего тела и уважение физической неприкосновенности других людей, а также различной сексуальной ориентации или гендерной идентичности.

Однако, есть немало стран, в которых вопросы полового просвещения вызывают общественное сопротивление. Существует убеждение, что половое воспитание раскрывает, якобы, лишь тему секса. В интервью для редакции Anhor.uz клинический психолог Университета социальных и гуманитарных наук SWPS (Варшава) Камилла Бабаджанова рассказала, что на самом деле представляет собой тема и почему ее важно не замалчивать.



Какую роль играет половое просвещение в предотвращении гендерного насилия и дискриминации в отношении девочек и женщин?

В первую очередь важно понять главное: половое просвещение – это об уважении личной неприкосновенности. Информирование по этому вопросу помогает молодым людям, подросткам, детям, понимать границы дозволенного касаемо своего тела. Уже 5-летнему ребенку можно и нужно объяснять, что такое интимные части тела, и что никто не имеет права касаться их (исключением является медицинский осмотр строго в присутствии родителей, или осмотр самими родителями в случае острой необходимости).

В более старшем возрасте молодые люди усваивают информацию касаемо заболеваний, передающихся половым путем, контрацепции, беременности и самого полового контакта. При этом если нет обоюдного согласия, и это касается любого этапа, – это классифицируется как насилие. Половое просвещение не принуждает к раннему полову контакту, также это не сведения об удобных позах. Это информация о последствиях незащищенного полового акта, о репродуктивном здоровье и о том, насколько важно оберегать свое тело от касаний посторонних людей, причем в любом возрасте.

Немаловажный аспект полового просвещения – психологический. Чтобы у молодых людей не было искаженного представления о сексуальности (которое они могут увидеть, например, в порнографических материалах), об эмоциях, связанных с ней. Формируется уважение к своему телу, уважение к чувствам других, здоровью в целом.

Статистика ясно показывает, что в развитых странах, где государство и общество не препятствовали половому воспитанию, уровень подростковой беременности низок, как и уровень распространения ВИЧ и заболеваний, передаваемых половым путем.

Каким образом должны проводиться занятия по половому воспитанию? И кто должен их вести?

Строго в соответствии с возрастом аудитории. Никто не собирается пятилетним детям рассказывать о венерических заболеваниях или сексе.

Это обучение требует учета возрастной психологии, психологических изменений в каждом возрасте. К примеру, в пять лет мальчики и девочки начинают понимать, что они отличаются друг друга в физиологическом плане: у девочек есть вульва, у мальчиков пенис. Именно так нужно называть половые органы, без примеси «милых» фраз в виде цветочка и пестика. Дети имеют право на правильное, научное название своих половых органов. Далее им объясняется, что в самом теле нет ничего постыдного, но на публике важно не показывать свои интимные места, и тем более, никто из посторонних не имеет права к ним прикасаться.

Преподавать должна команда специалистов. Психологи в тесном сотрудничестве с врачами смогут правильно, научно донести нужную информацию, не применяя схему «бабушки на лавочки сказали».

Я бы даже иногда подключала юристов, которые могут кратко рассказать об уголовной ответственности за нарушение личных прав человека: принуждение к чему либо, оскорбление, клевета и все в этом вроде. Я упомянула об ответственности, потому что процветает кибербуллинг, который выражается в шантаже лица его эротическими фото, видеоматериалами, а также в необоснованной клевете. Молодые люди должны понимать, что за это следует уголовное наказание.


Хочу подчеркнуть, что я имею ввиду психологов с полным высшим образованием, а не тех, кто окончил девятимесячные курсы и называет себя «психологами». Это очень серьезно, потому что мы, психологи, в ответе за каждое сказанное слово, за каждую применяемую терапию.

Вы отмечаете, что говорить с ребенком на темы полового воспитания можно с пяти лет. Я предугадываю негативную реакцию общественности на это заявление.

ЮНЕСКО сформулировала цели сексуального образования как «обучение и изучение когнитивных, эмоциональных, физических и социальных аспектов сексуальности». Уроки полового воспитания направлены на то, чтобы вооружить детей и молодых людей знаниями, навыками, взглядами и ценностями, которые дадут им возможность:

- реализовать свое право на здоровье, благополучие и достоинство;
- развивать уважительные социальные и сексуальные отношения;
 - анализировать, как их выбор влияет на их собственное благополучие и благополучие других;
- понимать и обеспечивать защиту своих прав на протяжении всей жизни.

И как я сказала ранее, темы полового просвещения обязаны соответствовать возрасту аудитории и психологическим изменениям, которые происходят в каждом возрасте. Серьезная ошибка, полагать что дети, в 4-5 летнем возрасте ничего не понимают. Именно в этом возрасте дети впитывают как губка практически все, что их окружает, и замечают то, к чему взрослые привыкли настолько, что перестали замечать. Согласно исследованиям, пятилетний ребенок вполне осознает границы своего тела и тел окружающих.

Какой должна быть учебная программа по репродуктивному здоровью и половому воспитанию?

Это огромная совместная работа специалистов, которые должны успешно проанализировать международный опыт по внедрению программ репродуктивного здоровья и адаптировать к нашим условиям. Например, Нидерланды показали высокий уровень успешности внедрения программы: уровень подростковой беременности в Нидерландах — один из самых низких в мире, в пять раз ниже, чем в США. Уровень распространения ВИЧ и заболеваний, передаваемых половым путем, также низкий.

В Техническом руководстве ЮНЕСКО подчеркивается, что важно чтобы дети узнали о сексуальности и безопасном сексуальном поведении до того, как станут сексуально активны, чтобы быть надлежащим образом подготовленными к здоровым отношениям на основе взаимного согласия. Учебные программы и методы обучения должны быть адаптированы к различным этапам развития детей и учитывать их особенности.

На ваш взгляд, какие традиционные и ментальные установки стоит пересмотреть? Какие из них выступают явным барьером для массового полового просвещения?

Это, конечно, больная и бесконечная тема. Барьером как раз и выступает менталитет немалой части населения, который пропитался определенными установками в силу различных догматов и запретов. Раньше, я полагала, что надо постепенно перестраивать сознание людей, что, в принципе, логично. Но, наблюдая участившиеся новости о насилии, о браках по принуждению и различном мракобесии, я пришла к выводу, что, возможно, нужно даже ломать ложные
стереотипы, чтобы дальше жить цивилизованно.

Давайте будем честны, ранние браки вызваны страхом, что девушка начнет сексуальную жизнь до брака и это, в условиях нашего общества, навлечет позор на семью. И никого не волнует психологический возраст девушки, готовность к семейной жизни и половому контакту, порой, с мужчиной, которого она видит от силы 2-3 раза.

Девственность – это отдельная больная тема. Считается, что девственность индикатор чистоты, и ее отсутствие у девушек сулит ей позор, унижение, «бракованность». И даже если её берут замуж, то большую часть жизни она может слышать унизительные укоры. Недавнее видео, где какие-то люди, якобы, родственники, проверяют у девушки наличие девственной плевы, показывает, что есть семьи, живущие в средневековье. И, вероятно, их немало.

Половое просвещение поможет понять, что есть не только уважение к собственному телу и телу другого человека, а есть уважение к личности как таковой. Ведь мы не в животном мире, где можно просто воспользоваться кем-то. А если и дальше будем оставаться в невежестве, то получим больше новостей о насилии, суициде и историй о сломанных судьбах.

Какой совет вы дали бы родителям, которые предпочитают табуировать тему полового воспитания?

Обращаясь к родителям, я всегда говорю: «Ведь вы же не враги своим детям. Выбросьте из головы эти «что скажут соседи, махалля?». Вы не должны стыдиться своего ребенка. Его нужды и воспитание – должны быть у вас в приоритете».

Запретный плод сладок, и это факт. Чем пожинать плоды непоправимых ошибок, оградите детей от них, давая им полноценное образование не только в сферах науки, но и в сфере своего тела и межличностного общения.

Дети не живут в вакууме: они все слышат, все чувствуют. Так пусть лучше они услышат корректную, научную информацию о волнующих вопросах, чем поведутся на слухи.

И не запрещайте детям задавать вопросы. Это огромная удача, если ребенок спросит у вас что-то на интимную тему. Вы должны быть благодарны за это, ведь он пришел именно к вам, а значит, доверяет вам. Не играйте с его доверием, не обманывайте. И если не можете дать правильный или корректный ответ на вопрос, лучше воспользуйтесь помощью специалистов.

Все то, о чем вы смолчали, обманули, грубо зафиксировали в его памяти еще в детстве, может отразиться в подростковом возрасте в более негативном смысле. Услышьте своих детей, и никогда не бросайте их, даже если они сильно вас подвели. Ведь потом всю жизнь вы будете корить себя, что не протянули руку помощи собственному ребенку.

Беседовала Наталья Силкина
 
Смотрите по теме:

64% не знают об этом