Абдулла Абдукадиров: При стратегическом управлении необходимо учитывать специфику регионов

Фото: Anhor.uz / Ровшан Шагаев коллажи

Одна из самых больших проблем в государственном управлении – довести цели, приоритеты и направления стратегического управления до уровня региональных, местных руководителей с учетом условий на местах. Как говорится,  “Уйдаги гап бозорга тўғри келмайди” (по смыслу примерно: “гладко было на бумаге, да забыли про овраги”), при рассмотрении на местах оказывается, что планы, разработанные в высоких кабинетах не соответствуют условиям и возможностям их реализации на местах.

В результате появляется разрыв между государственным и территориальным управлением и многие важные экономические и социальные инициативы невольно остаются нереализованными. Если суть, методы работы не соответствуют условиям и ресурсам на местах, конечно, практически невозможно достичь поставленных целей.

Поэтому президент ежемесячно посещает хотя бы один регион, подробно изучает все местные условия, делает акцент на сути работ, которые необходимо выполнить, и местных ресурсах.  В частности, 16 января текущего года на видеоселекторном совещании по поводу приоритетных задач перед правительством по развитию экономики главной задачей руководства экономического комплекса Президент определил обеспечение роста валового внутреннего продукта не менее чем на шесть процентов за счет повышения эффективности экономики. Именно на этой встрече в качестве примера был упомянут Сайхунабадский район Сырдарьинской области.

14 марта на видеоселекторном совещании под председательством Президента Шавката Мирзиёева в Сайхунабадском районе Сырдарьи Глава государства подверг критике, что руководители местного и республиканского уровня упустили из поля зрения вопросы улучшения ситуации в Сайхунабаде, не работали на местах, ограничиваясь проведением совещаний. Было отмечено, что эта встреча коренным образом должна изменить ситуацию не только для Сайхунабада, но и для всей страны в использовании придворовых участков и домашнего хозяйства для повышения благосостояния населения.

Как видно из приведенных примеров, уточнение макроэкономического стратегического управления в разрезе регионов является очень важным вопросом в повестке дня руководителя страны. На это есть несколько причин.

Прежде всего, регионы резко различаются по географическому положению, экономическим, социальным, природным и человеческим ресурсам. Например, Сурхандарьинская область – единственная область, граничащая с тремя зарубежными странами. Поэтому в этом регионе остро стоит вопрос трансграничной торговли и межгосударственной логистики.

Поскольку область расположена на юге нашей страны, земледелие здесь  с давних времен знаменито производством ранних сельскохозяйственных культур. Фрукты и овощи выращивают ранней весной на 1-1,5 месяца раньше, чем в других областях нашей страны. Естественно, в этой ситуации одной из важнейших проблем является сбор, хранение и оперативная транспортировка раннеспелой сельскохозяйственной продукции к основным центрам потребления. Поэтому создание в Сурхандарьинской области предприятия по переработке этой продукции – одна из важнейших задач. Эта земля, известная как древняя Бактрия, несколько тысяч лет назад была одним из крупнейших центров буддизма, и в этом краю сосредоточено важные сакральные места, интересные с точки зрения развития религиозного туризма.

Кроме того, несколько сотен миллионов лет назад эти земли находились на дне моря (о чем свидетельствуют ракушки морских существ, которые до сих пор встречаются на каждом шагу в горных районах), а природные ресурсы находятся относительно близко к поверхности. Следовательно, при правильной геологоразведке можно резко расширить использование потенциала минеральных ресурсов региона.

На уровне стратегии управления экономикой государства или макроэкономических показателей эти особенности территории могут быть не видны или им может не уделяться достаточного внимания. Но эти особенности очень важны, как будущие «точки роста» региона.

С другой стороны, развитие сельского хозяйства и промышленности в регионах может быть связано с различными рисками и угрозами. В некоторых регионах из-за близости рек проблем с водой мало, а в некоторых регионах есть пустыни и предгорья, поэтому проблема воды становится серьезным ограничивающим фактором.

Усыхание Аральского моря вызвало угрозу засоления земель в регионах Каракалпакстана, Хорезма, Бухары и Навои и стало одной из важнейших проблем для здоровья человека и экономики за последние 30 лет.

Если именно подобные особенности будут определены и объективно оценены, мы сможем перейти к следующему этапу – планированию экономического и социального развития, привлечению инвестиций, взаимозависимому развитию различных отраслей экономики (промышленности и сельского хозяйства) в каждом регионе.

С ноября 2023 года Агентство стратегических реформ при Президенте Узбекистана по поручению главы нашей страны занято изучением социально-экономических проблем и особенностей регионов, выявлением их потенциальных «точек роста» в различных сферах. В настоящее время сотрудники Агентства выезжают во все области страны, совместно с официальными организациями и сотрудниками они изучают основные статистические показатели регионов, их достижения и возможности, а также изучают возможности повышения потенциала и результатов деятельности каждой области.

Отличительным признаком этих исследований является то, что изучение проблем осуществляется не только на областном уровне, но и на уровне конкретных районов.

В начале марта 2024 года возможности социально-экономического развития Сырдарьинской области были изучены сотрудниками Агентства на примере Сайхунабадского, Акалтинского, Хавастского, Баявутского районов.

Результаты исследования мы можем увидеть на примере Акалтинского района.

Краткая информация по Акалтинскому району (по состоянию на 01.01.2024):

– общая площадь – 551,0 км2;

– постоянное население – 55,8 тыс. человек (9-е место среди областей);

– продукция промышленности – 338 млрд сум (доля в ВВП региона 2,2%);

– продукция сельского хозяйства – 1,7 трлн сум (доля в ВВП региона 11,7%);

– строительно-подрядные работы – 80 млрд сумов (2,0% доля в ВВП региона);

– объем розничной торговли – 222 млрд сумов (доля в ВВП региона 4,2%);

– объем услуг – 199 млрд сумов (3,3% доля в ВВП региона);

– объем экспорта – 6,7 млн ​​долларов (2,0% доля в ВВП региона);

– объем импорта – 3,7 млн ​​долларов (0,7% доля в ВВП региона).

Одной из главных особенностей Акалтынского района является то, что на территории МСГ «Шодлик» Акалтынского района проходит 27 километров автодорог «Ташкент-Термез» М-39 и А-373 «Гулистон-Гагарин». В среднем по этим дорогам в день проезжает 35-40 тысяч автомобилей. Несмотря на такое оживленное движение транспорта, придорожная инфраструктура (различные предприятия торговли и быта, базы отдыха) в районе отсутствует.

Для справки: В пункте 2.05.02-07 ШНК 2.05.02-07, утвержденном приказом Министра строительства №96 от 28 апреля 2021 года, установлено расстояние от оси дороги до границы строительства других зданий и сооружений, не связанных с обеспечением безопасности движения на автомобильных дорогах общего пользования международного и государственного значения (левых и правых), которое определено не менее 57,5 ​​метров.  

Местные инвесторы уже изъявили  готовность инвестировать в различные инфраструктурные проекты с соблюдением архитектурных требований, если придорожная защитная зона будет сокращена с 57,5 ​​метров до 27 метров на 4-километровом участке автодорог, проходящих через жилые застройки Акалтынский района и освободившиеся земельные участки можно будет купить через различные аукционные площадки.

В результате на 1,36 гектаров (13 600 м2) вдоль автодороги А-373 «Гулистон-Гагарин», пересекающей территорию МСГ «Шодлик», «Коркам Диёр» и «Сахават» района, а также  вдоль автодороги «Ташкент-Термез» «М-39 будут построены объекты придорожного сервиса площадью 1,06 гектаров (10 600 м2).

При выполнении этих условий появится возможность запустить более 150 объектов придорожного сервиса.

В результате может быть создано более 300 новых рабочих мест, что означает поступление в местный бюджет 1,1 миллиарда сумов подоходного налога и 432 миллиона сумов социального налога, а объем услуг в районе может увеличиться на 180%.

В районе действуют две малые промышленные зоны (МПЗ) и две молодежные индустриальные зоны (МИЗ), причем в действующем законодательстве предусмотрены льготы в области закрепления права собственности на землю и здания в этих зонах, а также освобождение предприятий, работающих в этих зонах, от различных налогов. Но на практике местные инвесторы не проявляют интереса к работе в этих промзонах из-за проблем с выбором места, обеспечением необходимой инфраструктуры (электричество, газ, водоснабжение, железнодорожная станция) и проблемами при реализацией прав собственности.

Для справки: в МПЗ в махалле «Коркам Диёр» действует одно промышленное предприятие. Земельные участки в остальных промзонах были разделены на лоты и выставлены на онлайн-аукционы (47 лотов МПЗ по 15 млн сумов за лот, МИЗ по 12 млн сумов), однако предложений на их покупку до настоящего времени не поступало.

Для создания крупных промышленных предприятий необходимо проложить железнодорожную линию (ветку) протяженностью 10 км от железнодорожной линии, проходящей через Мирзачульский район, ближайший к Акалтинскому району, до МСГ«Андижан». Стоимость этого проекта требует инвестиций в размере около 40 миллиардов сумов.

В случае решения вышеперечисленных проблем в районе может быть запущено более 15 новых крупных промышленных предприятий. В этом случае будет создано более 500 новых рабочих мест, может быть обеспечен среднегодовой доход в размере 1,9 миллиарда сумов и экспорт продукции на сумму 20 миллионов долларов.

Можно дать много информации о региональных проблемах, подобных описанным выше, и их решениях. Но исследования, проведенные Агентством, также выявили следующие системные недостатки, требующие своего решения на государственном уровне:

Во-первых, нам необходимо заложить основу инклюзивной статистики. Само по себе даже получение общей статистической информации по каждой провинции и району является сложной задачей. В настоящее время в разрезе районов и махаллей пока невозможно найти даже общую централизованную информацию в электронном виде. Нам же сегодня необходимо иметь возможность видеть и анализировать микростатистику вплоть до срезов предприятий и домохозяйств. Если статистических данных будет достаточно для анализа, то отправка в командировки десятков специалистов из центра страны в области и районы  резко сократится. Центральные органы власти страны должны иметь соглашение (консенсус) о виде, формате и объеме общестатистических данных по районам и махаллям;

Во-вторых, в большинстве случаев вопросы прав собственности в малых промзонах и молодежных промзонах не решены до конца. Раньше порядок выделения земли был другим, и после его изменения Минюст не разработал механизм защиты инвестиций предпринимателей и решения проблем с правами собственности. Пришло время решить эти проблемы;

В-третьих, во всех районах и областях накопились проблемы изменения категории землепользования, выделения земель под строительство и промышленные предприятия. По нашему мнению, специальная комиссия по земельным ресурсам при Кабинете Министров не имеет физической возможности изучать и выносить решение по каждому делу (заявлению). Вопрос о возвращении полномочий по изменению категории землепользования Кенгашам областных хокимиятов остается сегодня актуальным. Конечно, главными критериями должны быть сохранение размера основных посевных площадей и уровня урожайности. Введение в оборот неорошаемых, безводных земель, которых сегодня практически нет в обороте, создает огромный экономический потенциал;

В-четвертых, целесообразно рассмотреть инициативу по использованию экономического потенциала крупных предприятий регионов, особенно предприятий, добывающих земельные ресурсы, в сфере дорожного строительства в обмен на налоговые льготы при строительстве и эксплуатации дорог для междугородных перевозок. Например, в Ташкентской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Навоийской областях, а также в Республике Каракалпакстан крупные горнодобывающие и газодобывающие предприятия имеют большой потенциал и опыт дорожного строительства различных категорий. Если им предоставить налоговые льготы, эти предприятия смогут построить множество автомагистралей и межрегиональных дорог на основе централизованного управления и проектов.

Как видим, невозможно осуществлять успешное стратегическое и макроэкономическое управление без учета конкретных проблем, преимуществ и возможностей каждой области, каждого района. Поэтому в условиях, когда необходимая для принятия точных решений статистика не развита, единственным методом “прояснения вопросов” остается изучение их с выездом на места.

Абдулла Абдукадиров, 

Первый заместитель директора

Агентства стратегических реформ

при Президенте Республики Узбекистан

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.