Превзойдет ли BYD Tesla: как китайский гигант изменил правила игры в 2023 году

Коллаж: Anhor.uz

На мировом рынке электромобилей произошли изменения. Несмотря на то, что Tesla, по итогам 2023 года, вновь взяла верх, этого недостаточно для сохранения прежнего лидерства, поскольку китайская компания BYD впервые опередила Tesla в последних трех месяцах прошлого года. В 2024 году ожидается жесткая конкуренция за лидерство в глобальной автомобильной индустрии.

В Узбекистан в 2023 году было ввезено 16 084 электромобилей китайских производителей. Хотя Таможенный комитет РУз. не дает данные по отдельным брендам, можно предположить, что BYD лидирует среди других производителей исходя из мировой статистики. Кроме того, в 2023 году в Ташкенте состоялась торжественная церемония подписания инвестиционного соглашения «Организация производства электрических и гибридных транспортных средств и их комплектующих в Узбекистане» между Министерством инвестиций промышленности и торговли и китайским конгломератом BYD.

Планируемый объем производства на первом и втором этапе реализации инвестиционного проекта составит 50 тысяч единиц, а с завершением третьего этапа показатель достигнет 300 тысяч автомобилей.

Между тем Евросоюз и США проявляют серьезную озабоченность распространением китайских автомобилей. Наводнение недорогих китайских автомобилей может иметь серьезные последствия для европейских автопроизводителей, поэтому Европейский союз рассматривает возможность введения таможенных пошлин для сдерживания возможных ущербов.

В 2023 году Китай обогнал Японию, став крупнейшим мировым экспортером автомобилей. Экспорт китайских автомобилей вырос более четырехкратно с 2020 года и в прошлом году приблизился к 5 миллионам. В последнем квартале 2023 года BYD впервые превзошла по продажам Tesla, отправив мощный сигнал всей автомобильной индустрии.

Хотя большая часть продаж BYD приходится на внутренний рынок, где она лидирует, группа, вместе с другими китайскими производителями электромобилей, стремится войти на зарубежные рынки. Компании, начиная от частной BYD до государственной Chery, планируют использовать новые региональные подразделения, такие как в Венгрии и Мексике, чтобы предложить более доступные электромобили и поставить конкуренцию таким гигантам, как General Motors, Ford и Volkswagen.

“Никто не может сравниться с BYD по цене”, – говорит Майкл Данн, исполнительный директор автомобильной консалтинговой компании Dunne Insights, которого цитирует Financial Times. Рост импорта недорогих китайских автомобилей может стать катастрофическим для европейских автопроизводителей, и ЕС уже рассматривает возможность введения пошлин для ограничения ущерба.

Однако ограничение импорта может также замедлить развитие рынка электромобилей в условиях, когда Европа стремится уменьшить выбросы углерода и достичь полного запрета продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году. Три четверти китайских автомобилей, экспортируемых сегодня, оборудованы бензиновыми или дизельными двигателями. Однако рост доступных китайских электромобилей заставляет автопроизводителей во всем мире беспокоиться и искать способы лоббирования против введения торговых ограничений.

В сентябре прошлого года президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен высказала обеспокоенность тем, что Китай наводнил мировой рынок дешевыми электромобилями, и указала на “искусственно заниженные” цены, поддерживаемые государственными субсидиями. После этого заявления ЕС начал расследование, которое может привести к повышению тарифов на китайский импорт.

В США, где доля электромобилей в общем объеме продаж автомобилей значительно меньше, чем в Европе, лоббистские группы, включая Альянс американского производства, призывают администрацию Байдена быть бдительной по отношению к китайским автомобильным компаниям.

Основное конкурентное преимущество BYD заключается в ее опыте в производстве литиевых батарей, самой дорогой части электромобилей. Аккумуляторы BYD являются одними из самых доступных в мире, при этом обладая почти самой высокой энергетической плотностью, что повышает общую производительность автомобилей.

В прошлом году BYD экспортировала почти 250 000 автомобилей, и даже без учета рынков США и Европы компания заявила инвесторам, что планирует увеличить этот объем более чем в десять раз в ближайшие годы. В декабре 2023 года BYD объявила о строительстве нового завода в Венгрии, а также рассматривает возможность расширения на мексиканском рынке для лучшей ориентации на американских потребителей и другие страны региона.

Западные правительства все более настороженно относятся к вторжению Китая на их рынки. Администрация Байдена в частном порядке предупредила Мексику о неизбежной волне китайских инвестиций.

Между тем, антидемпинговое расследование ЕС и субсидий опубликует свои выводы к ноябрю 2024 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.