Любить по-грузински
В рамках архитектурного конкурса Me’mor//2021, инициированного в Узбекистане компанией КНАУФ, Давид представил коллегам два проекта на тему «Как вписаться в старый город и сохранить его дух?»
Тбилиси восхищает каждого, кто когда-нибудь там побывал. Его современная архитектурная история началась в конце 19 — начале 20 веков. В это самое время город начал расти и развиваться и места в центре средневекового города, обнесенного крепостной стеной, стало не хватать. Богатые люди, буржуа, негоцианты, интеллигенты, больше не хотели жить в старых, темных домах, они хотели современных просторных богатых помещений из кирпича, культурных объектов и проспектов. Так образовалась площадь Свободы, от которой идут живописные здания князей и банкиров. Вместе с экономикой стала развиваться и городская культура, появился театр Оперы, дворянская школа, университеты, бульвары.
В 1960 году в Тбилиси появилось метро. Советская история у Тбилиси также богата, и никто из горожан не пытается вычеркнуть семьдесят лет истории из своей жизни. На площади Свободы стояло интересное советское здание, особенностью которого было то, что под его сводами располагалась станция метро.
Старый универмаг
В девяностые старый универмаг в центре города пришел в упадок и жителей города очень беспокоил заброшенный объект прямо в сердце столицы. В 2012 году его попытались реанимировать — отреставрировать и починить, но через два года от этой затеи пришлось отказаться. Здание было слишком нефункциональным, местами аварийным и не отвечало современным инженерным требованиям.
И тогда за дело взялась архитектурная контора TheArchitects. Здание нужно было снести, не повредив ни деревьев, ни домов, тесно его окружавших. Фундамент тоже было невозможно удалить, и он запер архитектурную фантазию креаторов в жесткие рамки. Но самое главное — метро, которое ни на секунду не прекратило своей работы.
Строители строили поверх работающего механизма, изобретая остроумные приемы. Сейчас это здание — гордость горожан. Архитекторы оставили атриум, который был в старом здании, внутренние дворики и вертикальные сады. Включили театр Грибоедова, гостиницу и бизнес-центр. Причем, вертикальный сад — это не просто декоративное решение, а конструкция, которая поддерживает стену соседнего здания!
У него очень лаконичный, строгий стиль, ничего лишнего — ничего, что могло бы раздражать глаза. Оно как будто бы парит на равных уровнях, многотонные кубы соединены между собой легко, как будто играючи.
Интересно, что заказчик хотел принты на стенах, изображающие тени от деревьев. Но архитекторы его отговорили, потому что они и так бросают тень на стены здания, и остается только подобрать соответствующий цвет и материал, чтобы тени заиграли.
Никакой фальши
Это было очень интересно. «Никакой фальши и искусственности», —сказала партнер компании София Гасвиани, под этим девизом работают эти творческие люди.
Как будто здание всю жизнь стояло тут, само выросло из земли и стало фоном для прекрасных архитектурных шедевров старого города.
По этому принципу было создан второй проект — гостиница IOTA по улице Шота Руставели. Снести ее было невозможно, слишком плотно к ней прилегали старые дома. И архитекторы решили сделать реновацию. Отремонтировать, сделать его внутри современным, снаружи органичным и характерным. Задача этого здания — быть фоном для старого города, не выпячиваться, не перекрывать собой архитектуру, не вылезать над головами и в то же время быть по настоящему красивым, как грузинская красавица, которая может надеть простое черное платье и быть ослепительной, без всяких украшений.
Архитекторы выбрали для него жемчужно-серый холодный цвет, два тона — темный и светлый, и, неожиданно, украсили окнами медными наличниками. Через короткое время наличники потемнели и вид стал благородным и законченным.
Маленький абзац про любовь
Устойчивая архитектура – это любовь. Настоящие архитекторы — это те, кто влюблен в каждый камень своего города, в каждый его бордюр. Архитектура это не про деньги, это про минимум двести лет вперед и от тебя зависит, будет ли твое творение настоящим экспонатом города, исторической ценностью или нет. Будут ли его также бережно хранить, как современный архитектор сохранил то, что построено до тебя.
Города, которым за две тысячи лет, всегда эклектичны, со множеством культурных слоев, этим они невероятно притягательны. Вписывать новые здания в канву города нужно с огромной осторожностью и уважением, а это возможно только тогда, когда ты архитектор от Бога, и правительство и горожане тебе доверяют.
И всегда надо помнить, что разрушить здание не нужно много времени — вот оно стояло и вот его нет, но каждый раз от обаяния города отнимается часть и ничем, никакими современными центрами и небоскребами ее не заполнить.
Ссылка на мастер-мастер класс Давида Долидзе: https://youtu.be/cqvZsmqjLds
Подать заявку на конкурс можно по ссылке: https://memor2021.uz
Комментарии