«Их было девять». О зацикленности нашего общества на героях Средневековья
Независимость, отрицавшая всё советское, особенно в идеологии, привела к необходимости найти новых героев, новые ориентиры, основания для самоидентификации личности и гордости общества. Фокус внимания идеологов переместился на политиков, учёных, писателей и национальных героев. Поскольку вокруг героев времени, совпавшего с кардинальными переменами XIX и XX века возникало много дискуссий, обратились к более раннему периоду истории. В этом была определённая логика.
Однако, идеология независимого Узбекистана загнала себя в рамки приблизительно VIII-XI и XIV-XV веков. Два этих периода для большинства узбекского общества и альфа, и омега. Первый период объявлен «Золотым веком Мавераннахра» из-за появления целой плеяды гениальных учёных, второй считается образцовым, благодаря возникшему в Центральной Азии могущественному государству Тимуридов, в период которого тоже можно видеть определенный культурный расцвет.
Исходя из этого, вот уже тридцать независимых лет мы ориентируемся, в основном, на девять персоналий:
- Аль-Хорезми (780-850);
- Аль-Фергани (798-861);
- Абу Райхон Беруни (973-1048);
- Ибн Сино (980-1037);
- Джалолиддин Мангуберды (1199-1231);
- Амир Тимур (1336-1405);
- Улугбек (1394-1449);
- Алишер Навои (1441-1501);
- Бабур (1483-1530).
В их же честь повсюду в республике называются улицы, парки и площади. Есть, конечно, и другие имена, однако, они гораздо меньше на слуху.
Глядя на новые памятники героям прошлого, человек, не искушённый в истории, может подумать, что до VIII и после XV веков на территории нынешнего Узбекистана вообще ничего не происходило. Существовал, якобы, полный вакуум – политический, экономический и культурный. А ведь это вовсе не так. История Узбекистана уходит корнями глубоко в прошлое. И в промежутке между XV и XXI веком здесь произошло невероятное множество событий, заслуживающих внимания узбекистанцев.
Однако, в истории страны слишком много белых пятен и незаслуженно забытых имён. Вот и получается, что за более чем двухтысячелетнюю историю края всего девять великих людей. Негусто.
Другое отношении к истории своего развития можно видеть у наших северных соседей. Какие правители и герои досоветского прошлого увековечены у них? Взгляните, ниже далеко не полный список людей, кому в Казахстане установлены памятники (многие даже не в одном экземпляре). Я насчитал тридцать пять персоналий.
Ханы и правители, сыгравшие важную роль в становлении Казахского государства:
- Царица Томирис;
- Абулхайр Хан;
- Абылай Хан;
- Джучи Хан;
- Едигей Хан;
- Кенесары Хан;
- Керей Хан и Жанибек Хан.
Бии (по-казахски «Би», чин, соответствующий визирю либо верховному судье ханства), составители свода законов и просто прославленные мудрецы:
- Айтеке Би;
- Байдибек Би;
- Бухар-Жырау;
- Казыбек Би;
- Толе Би;
- Монке Би.
Батыры (богатыри), легендарные воины и полководцы:
- Акпан Батыр;
- Акша Батыр;
- Алпамыс Батыр;
- Баян Батыр;
- Биназар Батыр;
- Богенбай Батыр;
- Букарбай Батыр;
- Жалантас Бахадур;
- Жолан Батыр;
- Кабанбай Батыр;
- Капал Батыр;
- Карасай Батыр;
- Келменбет Батыр;
- Кобланды Батыр;
- Кокен Батыр;
- Райымбек Батыр;
- Саурык Батыр;
- Тлеу Батыр.
Учёные, писатели и мыслители:
- Абай Кунанбаев;
- Аль-Фараби;
- Мирза Мухаммад Хайдар.
Стоит в Казахстане и полдюжины памятников знаменитому казахскому востоковеду и путешественнику Чокану Валиханову, который жил в XIX веке и состоял на службе Российской империи.
В 2002 году в Великобритании прошло шоу «100 величайших британцев». В этой программе жители Великобритании путём голосования выбрали сто самых известных соотечественников. После этого состоялись дебаты, в результате которых был составлен итоговый рейтинг. Кстати, первое место в рейтинге занял Уинстон Черчилль.
Почему бы и нам не добавить к девятке вышеприведённых великих людей Узбекистана ещё два-три десятка имён. Обратимся к истории региона – здесь немало всемирно известных персоналий.
Вот кто приходит в голову сразу, навскидку:
- Великий правитель Кушан и проводник буддизма в Центральной Азии Канишка (да-да, это не только сеть магазинов в Ташкенте);
- Овеянный легендами главный зороастрийский пророк и мудрец Заратустра;
- Царица массагетов Томирис, победившая могущественного персидского правителя Кира II;
- Отважный согдиец Спитамен, которого опасался сам Александр Великий и которому македонцы проиграли битву у Политимета – единственное проигранное ими сражение за всю военную кампанию на востоке;
- Проповедник Муканна, предводитель восстания против экспансии Аббасидов;
- Эмир Исмаил Самани, основатель первого самостоятельного мусульманского государства на территории Центральной Азии – государства Саманидов (ну и что, что он уже является главным национальным героем Таджикистана?);
- Жена Амира Темура Биби-Ханым, имевшая огромное влияние на великого полководца, одна из наиболее известных женщин в истории Мавераннахра;
- Хорезмшах Текеш, усилиями которого Хорезм стал одним из самых могущественных государств в Центральной Азии за всю её историю;
- Умелый политик и основатель государства Шейбанидов Мухаммад Шейбани Хан;
- Влиятельный потомок Шейбани Хана – бухарский хан-реформатор Абдулла Хан II.
Есть множество недооцененных героев и более позднего периода, которые однозначно заслуживают признания. Особенно много их в советский период – это люди, которые поднимали в Центральной Азии науку и промышленность, развивали культуру.
К примеру, неужели в современном Узбекистане не достойны быть увековеченными такие люди, пусть и не титульной нации, как гениальный художник Усто Мумин, знаменитый тюрколог академик Константин Юдахин, великая танцовщица Тамара Ханум, фотограф Максим Пенсон, археолог Галина Пугаченкова, создатели Ташкентского медицинского института, Государственного университета и многие другие?
Никто не сомневается в особых талантах выбранных государственной идеологией девятерых героев Средневековья. Однако, если в нашей многонациональной стране, Конституция которой декларирует плюрализм мнений и межнациональную дружбу, превозносить не только их, если признать всех наших выдающихся деятелей, – это будет только способствовать укреплению мира и взаимопонимания.
Разнообразие памятников и скульптур интересно и для иностранных туристов. Памятники смогут показать, насколько богата узбекская земля великими героями древности и современности.
Но что же видит приезжающий из Самарканда в Ташкенте на поезде «Афросиаб» турист? Пустой постамент без подписи. А мог бы видеть бронзового мудреца Заратустру (которого прекрасно знают в Европе), Спитамена в развевающемся плаще или грозного Шейбани Хана.
До сих пор мы говорили только о великих людях, напрямую связанных с Центральной Азией, Мавераннахром и конкретно Узбекистаном. Но что мешает нам признать не только наших героев, но и гениев других стран, внёсших вклад в мировую науку, литературу, музыку, философию?
Наши дети растут с ощущением, что кроме Навои и Тимура в мире нет и не было других великих. Ведь у нас нет памятников, скажем, Бетховену, Архимеду или Эйнштейну.
Если вы попадёте в Сингапур, азиатское государство, находящееся вдвое дальше от Европы, чем Узбекистан, и отправитесь на площадь Парк Вью, то встретите там памятники Дали, Данте и Шопену, Черчиллю, Линкольну и Сунь Ятсену, Ньютону, Рембрандту и Шекспиру… Сингапур признаёт заслуги этих людей, не умаляя заслуг своих национальных героев. В этом сила таких государств, их идеология лишена эгоизма и фокуса только на себе. Подобные страны – настоящий магнит для туристов.
Как гласит пословица, «история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Так давайте же изучать её досконально и объективно, без застреваний в устаревших шаблонах.
Максим Новицкий,
специалист по туризму в Центральной Азии, публицист
Pravilno. I nado nachat s pamyatnikov Uzbek khanu i Sheibani khanu
Присоединяюсь. Конечно, власть не хочет ставить себя в глупое положение, отменяя советский период и восхваляя Хамзу, Абдуллу Кадыри, Сабира Рахимова, которые жили в этот период. Недавно Азиза Умарова написала пост о том, что в первые годы завоевания Туркестана Российской Империей молодых узбеков увозили в Сибирь строить железные дороги и негодовала о том, что теперь все забыли про это. А причина того — переписывание истории, забвение и насаждение одной идеологии. Что собственно мы и наблюдаем в течение 30 лет современной истории.