Как действующее законодательство борется с контрабандой табачной и алкогольной продукции

Фото: Anhor.uz

Как реализация закона “Oб ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции“, который начал действовать с 26 августа текущего года, направлена на применение в отраслях и секторах, работающих в этой области? Актуальность нового закона обусловлена появлением разнообразных новых видов табачных и никотиновых изделий. Необходимость ограничения их употребления в общественных местах, а также среди несовершеннолетних и молодежи, направлена на контроль за производством, оборотом, реализацией и проникновением табачных изделий и алкоголя через скрытые пути. Закон предусматривает реализацию правовых, экономических, социальных и других мер, направленных на охрану здоровья граждан, включая детей и подростков. Что это означает?

Цель данного закона заключается в регулировании отношений в сфере ограничения распространения и потребления алкогольной и табачной продукции:

Во-первых, его важность проявляется в защите здоровья граждан, особенно лиц в возрасте до 21 года, от вредного влияния потребления алкоголя и табака, связанных с этим социальных и других негативных последствий, а также он направлен на создание организационно-правовых условий для формирования и принятия решений о здоровом образе жизни в обществе.

Во-вторых, согласно главе 2, статье 6 данного закона, с целью ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, а также предотвращения их негативного воздействия, государство устанавливает правила и процедуры оценки безопасности алкогольной и табачной продукции, производимой на территории или ввозимой на территорию Узбекистана. Также обеспечивается контроль за их соблюдением. Отметим, что данный закон регулирует производство и продажу алкогольной и табачной продукции, запрещает ввоз продукции, содержащей вредные для жизни и здоровья человека вещества, превышающие установленные нормы.

Закон:

  • устанавливает запрет на употребление алкоголя и табачных изделий в общественных местах, а также на использование устройств для потребления табака и никотина;
  • устанавливает запрет на реализацию алкогольной и табачной продукции, табачных изделий и никотинсодержащих устройств лицам, не достигшим 21 года, и на их реализацию указанными лицами, а также вовлечение их в процесс употребления алкоголя и табачных изделий. Это означает, что в новом законе предусмотрены положения, затрагивающие возрастные и здоровьесберегающие аспекты. Однако мы до сих пор наблюдаем, что прогресс в реализации необходимых мероприятий в этом направлении остается недостаточно быстрым.

Это подтверждают сообщения Таможенного комитета Узбекистана о том, что за год было изъято и уничтожено значительное количество незаконных табачных изделий.

В ответ на запрос нашего издания, направленный в Таможенный комитет для получения информации, за последние 11 месяцев текущего года было отмечено: В 256 случаях был выявлен незаконный оборот 5 миллионов пачек табачной продукции на сумму 77,9 миллиарда сумов, а также 236 случаев незаконного оборота 129 тысяч литров спирта и алкогольной продукции на сумму 7,7 миллиарда сумов”, – сообщил руководитель пресс-службы таможенного комитета Нурбек Саломов.

В восьмой статье действующего закона четко определены органы, осуществляющие и участвующие в работе по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции.

По его словам, органы, занимающиеся ограничением распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, включают в себя:

Кабинет министров Узбекистана;

Министерство здравоохранения Узбекистана;

Министерство внутренних дел Узбекистана;

уполномоченный государственный орган в сфере регулирования производства алкогольной и табачной продукции (далее – уполномоченный государственный орган);

органы налогового управления;

таможенные органы;

уполномоченный государственный орган по защите прав потребителей;

Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Узбекистана;

Агентство по техническому регулированию Узбекистана;

органы местного самоуправления.

Государственные органы и организации также участвуют в соответствии с законодательством в деятельности по ограничению распространения и потребления алкогольной и табачной продукции. На них возложены определенные задачи и полномочия. Интернет-издание Anhor.uz направило информационные запросы в Министерство внутренних дел Узбекистана, Генеральную прокуратуру Узбекистана и департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Узбекистана с целью получения информации о деятельности указанных уполномоченных органов, исполнении данного закона и проводимых мерах.

В установленные сроки МВД направило ответ на данный информационный запрос следующего содержания.

Статьей 16 Закона Республики Узбекистан «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» предусмотрено предоставление ряда полномочий Департаменту по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в сфере контроля за распространением и потреблением алкогольной и табачной продукции, при сотрудничестве органов внутренних дел с оперативным персоналом. Продолжается проведение соответствующих мероприятий”, – сообщил советник министра внутренних дел по вопросам информационной политики и руководитель пресс-службы Шохрух Гиясов.

В частности, подразделениями Службы профилактики правонарушений Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел проведено 5 412 раз агитационно-пропагандистские мероприятия “О трагических последствиях употребления табака”.

Согласно статье 561 Кодекса об административной ответственности, в отношении лиц, употреблявших табачные изделия в общественных местах, а также в местах, где это запрещено, составлено 175 755 административных протоколов.

Кроме того, было составлено 250 646 административных протоколов в соответствии со статьей 187 Кодекса об административной ответственности в отношении лиц, употреблявших алкоголь на рабочих местах, на улицах, спортивных площадках, проспектах, парках, а также в общественном транспорте и других общественных местах.

Однако наши “информационные запросы”, направленные в Генеральную прокуратуру Узбекистана и Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Узбекистана, остаются без ответа.

Основным фактором при покупке контрабандной продукции для потребителя является доступная цена. Что это означает? Продавцы контрабандных сигарет часто устанавливают розничные цены, равные сумме налогов и сборов, уплачиваемых официальными производителями и импортерами за каждую пачку. Это показывает, что их продажи “взлетают”. Если бы общественный контроль усилился, а активность регулирующих органов в соответствии с законодательством возросла, то на рынках и в торговых точках не было бы места для контрабанды и контрафактной продукции.

Согласно данным Anhor.uz, нетрудно установить, продолжают ли продавцы контрабандных сигарет свою незаконную деятельность на территории ташкентских рынков и в крупных городах Узбекистана. Наше издание продолжает публикацию ряда материалов по своим расследованиям не только в Ташкенте, но и в других городах.

Напомним, согласно законодательству, незаконное производство или введение в оборот табачных изделий в больших количествах влечет наложение одного из следующих наказаний:

➖ Штраф в размере от 200 до 400 БРВ (от 66 миллионов до 132 миллионов сумов).

➖До 3 лет исправительных работ;

♦ Ограничение свободы от 2 до 5 лет;

♦ наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

✅ Также наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет, если указанные действия были совершены в следующих обстоятельствах:

♦ в особо крупных размерах;

♦ при участии организованной группы или в ее интересах

Будьте осторожны, незнание закона  не освобождает от ответственности…

Бобур Каримов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.