Ударит ли новый закон по контрабанде сигарет

Контрабандные сигареты
Фото: Anhor.uz

В августе 2023 года в Узбекистане вступил в силу закон «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции». Актуальность нового закона обусловлена появлением новых видов, форматов табачных и никотиновых изделий, необходимостью ограничения их потребления в общественных местах, а также среди несовершеннолетних и молодых людей, контролем за производством, оборотом, реализацией табачных изделий и алкоголя. Закон предусматривает реализацию комплексных правовых, экономических, социальных и других мер, направленных на охрану жизни и здоровья граждан, в том числе детей и подростков.

Согласно новому закону помимо Кабинета министров и Министерства здравоохранения, органами, осуществляющими деятельность по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, являются МВД, налоговые, таможенные органы, Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре РУз, Агентство по техническому регулированию, уполномоченный государственный орган в сфере регулирования производства алкогольной и табачной продукции, органы государственной власти на местах.

Anhor.uz не раз поднимал вопрос о  реализации контрабандных табачных изделий на территории рынков, а также о нелегальной торговле сигаретами на улицах Узбекистана. За девять месяцев 2023 года таможенными органами было изъято 4 млн 686 тыс. пачек контрабандных сигарет на сумму около 74 млрд сумов. В 2022 году обнаружено и изъято 1 млн 619 тыс. пачек сигарет на сумму 20 млрд сумов. Увеличение объема обнаруженной контрабанды более чем в два раза свидетельствует с одной стороны об эффективной работе таможенной службы, налоговых органов и МВД, но с другой стороны демонстрирует рост продаж нелегальных сигарет в Узбекистане с 2021 года. По мнению экспертов это неслучайно, так как именно в 2021 году разница в розничной цене между легальными и нелегальными предложениями стала существенной и потребитель начал делать выбор в пользу контрабанды.

Согласно аналитическому докладу «Теневой оборот на рынках фармацевтической, алкогольной и табачной продукции: объемы, последствия, причины, предлагаемые меры по сокращению», на рынке сигарет регулярно проводятся репрезентативные количественные исследования, которые показывают, что начиная с 2021 года доля нелегального оборота сигарет неуклонно и стремительно возрастает. Если в сентябре 2020 года она составляла 4,3% от общего объема рынка, то в июле 2022 года – 14,9%, а в июле 2023 года – уже 24,8%. Причем, теневой оборот состоит практически исключительно из контрабандной продукции.

Большинство контрабандных сигарет с фильтром, реализуемых в Узбекистане, произведены в Дубае (ОАЭ). По данным Центра изучения терроризма, международной преступности и коррупции при Университете Джорджа Мейсона (США) свободные торговые зоны в Дубае (самая известная — «Джебель Али») являются мировым хабом нелегальной торговли, в том числе, сигаретами с фильтром. По экспертным оценкам, совокупные мощности производителей нелегальных сигарет в Дубае составляют цифру в более чем 200 млрд. штук сигарет в год. Минимальное налогообложение хозяйственной деятельности, практически полное отсутствие обязательной отчетности, привлекательное географическое положение (Дубай – один из крупнейших мировых портов), а также налаженная эффективная сеть доставки приводят к тому, что нелегальные сигареты из Дубая задерживают по всей географии от Великобритании до Австралии. Незаконная табачная продукция поступает в Узбекистан в основном из Турции, России, ОАЭ, Таджикистана и Кыргызстана, а также других стран. Больше всего контрабандных сигарет изымается в Ташкенте, Наманганской, Ферганской, Ташкентской и Кашкадарьинской областях. Основная доля изъятых сигарет представляет собой бренды Milano, Esse, Mond, Cavallo, Parlament, Heets и Marlboro.

Основным фактором популярности контрабандного товара у потребителя является цена. За счет ухода от налогов и других сборов продавцы контрабандных сигарет могут «выставлять» розничные цены, которые зачастую эквивалентны сумме налогов и сборов, уплачиваемых с каждой пачки легальных сигарет официальными производителями и импортерами. Таким образом, последние не в состоянии конкурировать с нелегальными производителями и продавцами по цене. Anhor.uz провел опрос среди 30 курильщиков с единственным вопросом «Купите ли сигареты, зная что они контрабандные, при условии, что они дешевле на 30-40%?». Все участники опроса отдали предпочтение более дешевым сигаретам. Несомненно, опрос не претендует на социологическое исследование, но результат показательный.

Основным фактором роста розничных цен на легальные сигареты является рост ставки акцизного налога. За последние семь лет ставка акцизного налога на сигареты выросла в Узбекистане почти на 800%: с 28,8 тысяч сумов за 1000 штук сигарет в январе 2016 года до 255 тысяч сумов в феврале 2023 года.

Акцизный налог, как и НДС относятся к косвенным налогам, т.е. таким налогам, которые в итоге платят потребители.  Поэтому рост ставки акцизного налога сказался на росте розничных цен на сигареты. Так, если средняя розничная стоимость пачки сигарет в Узбекистане в 2016 года составляла 2,5 – 3 тысячи сумов, то в 2023 году стоимость достигла уже 15 тысяч сумов за пачку. Розничная цена пачки нелегальных сигарет остается неизменной на протяжении последних трех-четырех лет: 8 – 9 тысяч сумов за пачку. И эту цену контрабандисты могут держать неизменной довольно долго.

И если разница в 1 тыс. сумов была недостаточна для того, чтобы спровоцировать массовый рост продаж нелегальных сигарет, то разница в 4 – 5 тысяч сумов уже вполне достаточна, чтобы спрос нелегальных табачных изделий значительно вырос.

На сегодняшний день соотношение розничных цен на легальную и нелегальную табачную продукцию в Узбекистане составляет 1,7 – 1,9. К примеру в Малайзии в  2019 году, разница в 2,7 раз между розничными ценами на легальные и нелегальные предложения привела к доле нелегального рынка в 66%. Это стало результатом роста ставок акцизного налога. Мировой опыт показывает, что своеобразной точкой невозврата является достижение соотношения между розничными ценами на нелегальные и легальные сигареты 1 к 2, и Узбекистан довольно близок к этим цифрам.

Акцизный налог на табачные изделия является эффективным способом сокращения потребления табака. Согласно Докладу Всемирной организации здравоохранения, «акцизы на табачные изделия являются мощным инструментом для охраны здоровья населения и в то же время – эффективным источником государственных доходов». Табачные изделия, наряду с алкоголем и другими продуктами, наносящими вред здоровью человека или окружающей среде, должны облагаться акцизом, который был придуман для того, чтобы производители, поставщики и продавцы такой продукции компенсировали ее ущерб. Но подход к налогообложению подакцизных товаров должен быть осторожным, особенно в странах с высоким уровнем коррупции, чтобы слишком завышенными ставками не спровоцировать рост контрабандны и, параллельно, сокращение легального производства, которое приводит к падению поступлений в бюджет.

Межу тем по данным Anhor.uz, торговцы контрабандными сигаретами продолжают свой преступный бизнес на территории рынков Ташкента и крупных городов Узбекистана.

Лола Исламова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.