Стрит-арт: как развивать уличное искусство в Узбекистане

Работа Intruder

Стрит-арт или уличное искусство – направление в современном искусстве, особенностью которого является использование внутригородских территорий для различного рода арт-проектов. Этот вид искусства, как правило, продвигает молодежь, которая так реализовывает свои творческие идеи и выражает свое мнение, не ограничиваясь рамками ценности искусства или цензурой. Почему в Узбекистане стрит-арт не популярен и не развивается, разбирался Anhor.uz.

Официально

Стрит-арт — это всегда результат взаимодействия городской администрации и общественности. В Ташкенте устраиваются фестивали граффити, которые привлекают молодых художников и любителей творчества. Это доказывает решение хокимията Ташкента пригласить художников для создания муралов на стенах домов, и состоявшиеся стрит-арт фестивали, такие как, Arca Fest или 139 Graffiti Fest. При этом в Ташкенте периодически закрашивают или переделывают рисунки местного художника Inkuzart. В 2022 году его граффити в Чиланзарском районе, посвящённое известной гимнастке Оксане Чусовитиной, переделали. Спортсменке пририсовали юбку, а флаг на заднем фоне стал развеваться. В 2021-году рядом с автозаправкой «Узбекнефтегаз» появился рисунок того же художника. Темой стрит-арта стало повышение цен на бензин. Спустя несколько часов, после публикации Inkuzart в своём блоге, стрит-арт был закрашен.

Неофициально (мнение художников)

Стрит-арт можно считать, как актом вандализма, так и творчеством. Если нарисовать рисунок на старинном историческом здании — это вандализм, а если в городе есть скучные стены, которые не несут историческое значение их можно разрисовывать.

Ajur – художник, который занимается в основном коммерцией, считает, что стрит-арта не существует по причине узбекского менталитета и отсутствия понимания феномена как искусства. Подавляющему большинству наших граждан не интересен стрит-арт, а голова у народа занята другими, насущными проблемами. Государству, по его словам, лень разбираться, где стрит-арт и где вандализм.

Работа художника Ajur

Тимур, художник под псевдонимом Intruder:“Улицы Ташкента не совсем подходят под стрит-арт. Представители госорганов преследуют райтеров, которые рисуют на улицах, кроме того у нас нет заброшенных зданий, много камер на улице, поэтому художники боятся рисовать”.

Плюсы

Художник Ajur рассказывает, что в столице много неухоженных фасадов которые можно было бы преобразить. Хотелось бы добавить красок в город, оживить улицы. Важно подметить, что путем муралов можно доносить какие-то идеи до людей, а это своего рода пропаганда, но в хорошем смысле. Ajur давно планирует исполнить композицию на тему взаимоотношений между животными и людьми, но пока что безуспешно.

Он считает, что со стороны правительства можно организовать легальную площадку для уличных художников. Место, куда могут приходить все желающие и воплощать свои творения. 

“Это помогло бы развитию молодых талантов и в последующем привело бы к их выступлениям на международных конкурсах. Это ведь целая дисциплина.  Хочется показать остальным странам, что Узбекистан умеет не только в ковры и плов, а ещё и годный стрит-арт” – рассказывает Ajur.

Тимур также считает, что со стороны государства должна происходить поддержка уличных художников. Предоставление на официальном уровне заброшенных или скучных зданий для проявления своего творчества, может уменьшить акт вандализма.

Работа художника Intruder

Художница Оля Вис, объясняет малую популярность стрит-арта из-за того, что его воспринимают как акт вандализма, к тому же, у художников ранее не было доступных качественных материалов для рисования граффити.

“Это другая культура. Не берусь осуждать, но в Узбекистане другие ценности даже касательно архитектуры. Мы же все видим, что проще снести и построить новое, чем сохранить и оставить историю. А стрит-арт менее понятный и его тоже проще убрать”, – объясняет художница.

Опыт других стран

Стрит-арт популярен, потому что это один из способов сказать что-то художнику на тему политики или экономики. Тимур вспоминает, что стрит-арт развит в Германии.

“Берлинская стена, которая разделяла территорию на две части – ГДР и ФРГ, стала разрисованной благодаря людям и художникам. В Ташкенте художников-граффитистов мало, которые затрагивают политику или хотят о чём-то говорить посредством рисунков. Они рисуют для своего удовольствия, и чтобы украсить какое-либо здание”, – рассказывает Тимур.

Художник год жил в Испании, и заметил, что там каждое здание разрисовано, потому что на улицах мало камер, и райтеров особо не гоняют. Они рисуют в своё удовольствие, а компании даже нанимают художников чтобы те разрисовали стены и придали своему офису или заведению озорной и яркий стиль.

“Я давно не рисую на стенах и улицах. Я рисую на заказ если частный предприниматель хочет рисунок в своем заведении либо на фестивалях или устраиваю выставки, но взять и выйти, как настоящий райтер – такое не делаю уже давно”, – говорит Тимур.

Во многих городах, вроде Тбилиси, Варшавы или Берлина, привлекают художников не только местных, но и иностранных, создавая новые места для привлечения туристов и местных.

В июне этого года в 139 Documentary Center прошёл Graffiti Fest, который привлёк художников из Ташкента. Перед мероприятием, с райтерами проходили предварительные встречи и подготовка эскизов. Художникам показали фасад и посредством жеребьёвки, места для рисования были распределены. Участникам также были предоставлены материалы для росписи, а по темам рисунков никого не ограничивали, нужно было только согласоваться с «соседом» по стене, чтобы не перекликались цвета.

Работа Оли Вис

“Я думаю было бы здорово давать разрешение или устраивать какие-то конкурсы на определённые здания, чтобы художники могли подготовить с учётом стены эскиз и подать заявку на участие. Или же как 139 Documentary Center устраивать групповые росписи, тем самым показывать разнообразные стили и рисунки”, – объяснила художница Оля Вис.

Дарья Пензова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.