Печать

Чистой воды подражание...

Опубликована: 05.02.2017
Раздел: Колумнисты

Крупные компании инвестируют немалые средства на разработку товара, его внешнего вида, упаковки, логотипа. Для качества товара важно все – сырье, условия производства и хранения, транспортировка, правила реализации и, конечно, соответствие всем стандартам. Важно, чтобы товар удовлетворял самым взыскательным требованиям и вкусам, стал популярным, любимым, узнаваемым и, что немаловажно, – безопасным. При таком ответственном подходе со стороны добросовестного производителя, любое сомнение в «фирменном» качестве приводит к тому, что вся партия товара безвозвратно утилизируется, что само по себе тоже довольно затратное мероприятие. Процесс утилизации не должен наносить урона окружающей среде и должен быть проведен в соответствии со всеми требованиями к утилизации.
 
Поэтому практически все крупные компании-производители нетерпимы к подделкам. Под подделкой подразумевается не только неприкрытый плагиат, копирование или имитация, но также попытка симуляции логотипа, упаковки, названия до степени непроизвольного смешения. То есть возникает ситуация, когда потребитель, покупая продукт, предполагает, что он изготовлен известной компанией, продукции которой он привык доверять.
 
К сожалению, Узбекистан стал страной, где имитация логотипов, упаковок, названий известных и раскрученных брендов стала привычным явлением. При этом некоторые махинаторы неуклюже пытаются прикрыть это явление высокими лозунгами «импортозамещения» и «локализации».
 
Естественно, подделываются товары, которые уже завоевали уважение и лояльность своих покупателей. Подделываются продукты питания, бытовая химия, одежда, аксессуары, и даже лекарства...
 
К примеру, на рынке фармпрепаратов  есть известное лекарство Дюфалак. И, вот, в аптеках Узбекистана появился препарат Дефилак в практически аналогичной упаковке, с такими же самыми показаниями к применению, как и оригинальный Дюфалак. С той лишь разницей, что покупая так называемый Дефилак, потребитель пребывает в святой уверенности, что он покупает всемирно известный и проверенный Дюфалак.
 
KitKat ® и Ikikat, Алёнка и Алёнушка, Nestlé Pure Life ® и Family – из той же серии имитаций. Самое страшное в подделках, особенно пищевых продуктов – вопрос несоблюдения правил санитарии и гигиены. В каком-нибудь подпольном цеху, а иногда и в совсем не подпольном, один и тот же автомат может сегодня упаковывать стиральный порошок, а завтра какао порошок для какого-нибудь местного Snekersa. Гарантий, что это не так – никаких.
 
Впрочем, наряду с вопросом качества, возникает также вопрос интеллектуальной собственности. За созданием бренда стоят не только солидные вложения в виде интеллектуальных и материальных ресурсов, но и репутация компании, которую невозможно измерить деньгами и чем ни одна уважающая себя компания рисковать не станет.
 
Причин распространенности имитаций немало. Это и прорехи в местном законодательстве, одной из которых является отсутствие серьезной материальной ответственности за «заимствование» брендов.
 
Эффективность и последовательность борьбы с контрафактом, подделкой и имитацией товара, названия, логотипа является индикатором цивилизованного рынка. Получается, что Узбекистан к таким странам отнести,  пока, трудно.
 
Новое руководство страны серьёзно взялось за решение этих проблем, поскольку уровень цивилизованности рынка - одна из важных составляющих инвестиционной привлекательности. Важным показателем политической воли руководства страны к развитию стало то, что встречу с зарубежными инвесторами, в том числе и по данной проблеме, проводил первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Содик Сафоев, который имеет за плечами не только огромный дипломатический опыт, но и опыт общения с зарубежными бизнесменами, поскольку был одним из руководителей, стоявших у истоков создания внешнеэкономических сношений.
 
Именно поэтому он твердо поддержал крупные компании в их стремлении защитить свои бренды от различных дельцов, которые пытаются использовать логотипы, схожие с логотипами известных компаний, чтобы завоевать свое место на рынке.
 
Одним из первых таких решений стало решение Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистана по иску компании «Societe des Produits Nestle S.A.» (Швейцария) к СП ООО «Family Group» (Узбекистан). Об этом деле, которое было весьма сложным и долгим Anhor.uz уже сообщал своим читателям в материале «Имитация Чистой Жизни». Высший хозяйственный суд РУз поставил жирную точку в этом вопросе признав полностью законным решение Хозяйственного суда г. Ташкента от 24 мая 2016г. о прекращении со стороны СП ООО «Family Group» использование в рекламной деятельности, производстве и реализации питьевой воды «Family» графических элементов в виде стилизованных силуэтов с высоко поднятыми вверх руками и окружности, расположенной на фоне расходящихся из центра сине-голубых лучей.
 
Местного производителя, вне сомнения, следует всячески поддерживать. Импортозамещение и локализацию производства необходимо решать через создание узнаваемых узбекских брендов, через качество и надёжность, устойчивость на рынке. Никакие лозунги об «импортозамещении» или «локализации» не могут быть прикрытием интеллектуального воровства, что несовместимо с цивилизованным рынком.
 
Было бы неверно всю вину возлагать на бизнесменов. На страже любого бренда должно стоять Агентство интеллектуальной собственности Узбекистана (АИС), которое принимает решение о регистрации фирменных названий и логотипов.
 
Вероятно, если учесть сколько и каких брендов подделывается в Узбекистане, с какой легкостью АИС допускает плагиат и подделки, путем государственного оправдания действий предприятий нарушителей, позволяя им регистрировать чужие объекты интеллектуальной собственности на имя узбекских компаний, нетрудно сделать вывод об уровне знаний и компетентности его сотрудников. Если же уровень знаний и осведомленности работников АИС достаточен, можно предположить наличие серьезной коррупционной составляющей, что еще более неприятно.
 
Теперь АИС возглавляет новый руководитель и анализ периода его работы покажет, изменилась ли атмосфера и качество работы этого агентства, в названии которого есть корень весьма обязывающего слова «интеллект».
 
Начало этой сложной и кропотливой работе положено. Будем верить, что она будет продолжена системно и последовательно, до полного очищения национального рынка, что повысит инвестиционную привлекательность узбекского рынка с одной стороны и приведёт к созданию узнаваемых в мире отечественных брендов с другой.
 








Румия Анварова
 



URL этой статьи: http://anhor.uz/columnists/cistoy-vodi-podazanie