Истории карантина: «Мама-WhatsApp»

Истории карантина: «Мама-WhatsApp»

Жительница Алматы Наталья Частная больше месяца не обнимала дочь. Четырёхлетняя Алатея вместе с папой в начале марта приехали в Узбекистан, чтобы навестить родных, которые живут в Кибрайском районе Ташкентской области. Вернуться домой, в Казахстан, не успели, и теперь семья в ожидании встречи живёт сообщениями и редкими видеозвонками. 
 

Об истории Натальи редакция Anhor.uz узнала от казахстанских коллег. Они просили помочь выяснить, возможно ли вывезти ребёнка из Узбекистана и поддержать семью во время карантина. 
 
«В декабре с супругом занимались благотворительностью и даже представить не могли, что сами через 3-4 месяца будем нуждаться в помощи. Даже как-то неловко», – написала в мессенджере Наталья. 
 
Её муж, гражданин Узбекистана, в начале марта поехал навестить родителей, которые живут в Ташкентской области. С собой взял среднюю дочь – четырёхлетнюю Алатею. Наталья с двумя детьми осталась дома, в Алматы. 
 
– Вместе не поехали – дорого, – объяснила женщина. 
 
17 марта муж Натальи и их дочь должны были вернуться в Казахстан. Из Узбекистана, который с 16 марта в целях предупреждения распространения коронавируса ограничил въезд и выезд из страны, их не выпустили. 
 
– Полдня супруг с дочкой простояли на границе, ждали разъяснений, как быть. Никто из руководителей к ним не вышел, только по телефону твердили: «Нет, нельзя». Муж съездил в таможенный комитет. Сказали, что никаких вариантов выехать нет. В тот же день я обратилась в посольство Казахстана в Узбекистане. Там ответили: пусть кто-нибудь переведёт ребёнка через границу, и вы её со стороны Казахстана заберёте. Не рискнули. Так и остались по разные стороны: муж с Алатеей в Узбекистане, а я с двумя малышами в Казахстане. 
 
Семья в Алматы живёт на съёмной квартире. Сбережений, по словам женщины, практически нет. После того, как в Казахстане ввели режим чрезвычайного положения, Наталья ушла в отпуск без содержания. 
 
– Муж в аналогичном положении. Он с дочкой сейчас живёт у родителей в области. Из посёлка не выехать, работы нет, – поделилась Наталья.  
 
Тяжелее всего неизвестность – как долго продлится карантин, как скоро откроются границы и на что всё это время жить. Малика-опа, свекровь Натальи, рассказала, что получает пенсию в размере 375 тысяч сумов. Для семьи это единственный источник дохода в период вынужденной самоизоляции. 
 
– В Ташкенте живут племянники. Только им самим не легче: остались без работы, у всех дети, – рассказала в телефонном разговоре Малика-опа. 
 
Редакция связалась с Кибрайским районным хокимиятом, рассказала о ситуации. В тот же день, 9 апреля, семье передали продуктовый набор: 4 кг картофеля, по 3 кг риса и макарон, растительное масло, килограмм баранины и две тушки курицы. 
 
– Это было очень неожиданно. Я несколько раз обращалась в МИД Казахстана и посольство за помощью для дочки, а помог Узбекистан, – написала Наталья. 
 
Разлученная обстоятельствами семья общается каждый день. Чаще созваниваются – видеозвонки не всегда доступны из-за слабого сигнала в области. 
 
– Тяжело, конечно. Бывает, что дочка плачет, просится домой, хоть и любит бабушку. Мы сразу отвлекаем, стараемся развеселить. У старшей дочери 11 апреля был день рождения. Решили отмечать, когда папа с сестрой вернутся. Дети у нас очень привязаны друг к другу, – рассказала Наталья.   
 
В посольстве Республики Казахстан, куда корреспондент Anhor.uz обратилась с вопросом, можно ли вывезти ребёнка из Узбекистана, разъяснили: границы между странами не закрыты, но их пересечение после объявления карантина ограничено. Граждане Казахстана могут вернуться через КПП «Жибек-Жолы» – «Гишт-Куприк» (Черняевка). Маленькая Алатея, по сути, тоже может это сделать. 
 
– Мама девочки, как гражданка Казахстана, не может въехать в Узбекистан – введён запрет на въезд иностранных граждан; отец, будучи гражданином Узбекистана, не может выехать из страны. Выход из положения есть: мама в Алматы может оформить у нотариуса доверенность на гражданина Казахстана, который на данный момент находится на территории Узбекистана, и он переведёт ребёнка через границу. Здесь они могут столкнуться с отсутствием транспорта – города закрыты, движение ограничено. По прибытию в Алматы и сопровождающего, и ребёнка, согласно положению, поместят на 14-дневный карантин. Учитывая эти факторы, мы рекомендуем гражданам на время ЧС оставаться в Узбекистане, если есть такая возможность, – сказала Консул Бахыт Нурманбетова. 
 
Режим карантина в Казахстане продлили сначала до конца апреля, а потом и до 15 мая. Семья приняла решение не рисковать здоровьем ребёнка и дождаться разрешения ситуации с ограничением передвижения. Единственный вопрос, который беспокоит Наталью Частную – примут ли детский омбудсмен Казахстана, посольство Казахстана в Узбекистане участие в судьбе её дочери, гражданки страны. Ответа на него она пока не получила. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.