В проект Smartbolla вложили сотни тысяч долларов. Что с ним стало?
Anhor.uz публикует расследование factchekcnet.uz, автору которого поступают косвенные угрозы.
Про IT-компанию Smartbolla говорят уже не так часто. Хотя в марте 2021 этот бренд стремительно старался выйти на мировой IT-рынок.
Сейчас у компании нет команды для рекламы из числа известных представителей шоу-бизнеса, программистов и SMM-специалистов с десятками тысяч подписчиков. Однако остались узбекистанцы, которые вложили деньги, поверив рекламе и продуманному плану.
В этом журналистском расследовании мы изучим и проанализируем процесс от первой презентации компании до наших дней.
Насколько надежны данные и источники?
Мы использовали открытые данные, интервью, профили пользователей, информацию открытых и закрытых Telegram-групп, а также сведения, предоставленные пользователями с их согласия. Приведены ссылки всех подлинных источников.
Как все началось?
Smartbolla, по словам ее основателей, — это международная IT-компания, работающая в Дубае (ОАЭ). Ее основатель Мурад Хасанов — бизнесмен из Узбекистана. По данным сайта Orginfo.uz, на имя Мурада Абдуганиевича Хасанова зарегистрированы два ООО. Первое из них — ООО Facile было зарегистрировано в октябре 2018 года с уставным фондом 7,5 млн сумов с целью деятельности в сфере компьютерного программирования.
Второе – Smartbolla, которую мы изучаем, зарегистрировано в августе 2021 года Юнусабадским районным центром государственных услуг Ташкента с уставным фондом 10 миллионов сумов. В качестве вида деятельности установлено оказание услуг по размещению и обработке данных, сейчас его деятельность прекращена. Видно, что направления обоих организованных Хасановым предприятий схожи между собой.
С момента своего создания Smartbоlla анонсировала 10 «идей разработки приложений с уникальным алгоритмом».
Какие приложения были обещаны?
В основе проекта была идея разработки 10 программ с уникальными алгоритмами. SMM-специалисты поработали над продвижением этих программ, запущены рекламные видео и постеры, но несмотря на это труда программистов не было видно. На фоне обещаний о разработке программного обеспечения компания также попыталась выйти на рынок NFT, но и это, похоже, не удалось. В итоге, согласно данным сайта проекта, команда из 45 человек уже более 2,5 лет не смогла показать никаких результатов. Что они хотели разработать?
- Paycent — это платежная система на базе блокчейна;
- Dancent — караоке-приложение для заработка и развлечения;
- AdCent — эта рекламная платформа;
- ShopShock — онлайн-магазин и физический магазин;
- Sandychat — мессенджер;
- U-Freelancer — программа для поиска работы;
- Suppcent — информация не предоставлена;
- Freeluck — информация не предоставлена;
- U-Design — информация не предоставлена;
- Virtual Bussines — информация не предоставлена.
Эти 10 программ с «уникальными» алгоритмами планировалось выпустить 20 февраля 2022 года. Однако прошло два года, а новостей нет.
Желающим принять участие в проекте предлагали инвестировать в компанию от 100 долларов до 90 тысяч долларов и обещали, что они станут ее непосредственными дольщиками. Компания в качестве основного средства приема инвестиций использовала сайт smartbolla.com.
Сайт в настоящее время не работает. А это противоречит обязательству «постоянного информирования дольщиков о деятельности компании», указанному в договоре соглашения с инвесторами. Документ также содержит пункт «компания не виновата в том, что инвесторы не имеют доступа к личному кабинету» и это противоречит вышеуказанному обязательству.Smartbolla.com в настоящее время в интернете недоступен. Название домена оценивается в 630 евро.
Изначально инвестиции в компанию осуществлялись через платежные системы PayPal, Visa, Emirates NBD и Uzcard. Это можно увидеть в одном из роликов компании на YouTube. В следующих видео из списка способов оплаты Uzcard был удален.
Как начинался обман?
15 марта 2021 года на странице компании в Instagram появились посты. Они начинались с темы «Как купить token?» В первых promo-роликах не было информации о компании, ее целях и задачах, основателях, идеях, правовой основе.
Мы связались с несколькими претендентами, которые инвестировали в компанию и на данный момент не знают о судьбе своих инвестиций. Они подчеркнули, что внесли деньги в незнакомую компанию, поверив в рекламу представителей шоу-бизнеса.
«Известные люди прорекламировали, значит, они не могут быть мошенниками, подумал я. Неужели, знаменитости, получая деньги, рекламируют даже не проверив», — говорит один из них.
Компания Smartbolla, чтобы убедить людей в своих идеях, начала сотрудничать со знаменитостями, которые имеют большую аудиторию и могут завоевать их доверие. В частности, во многих рекламных роликах известный в Центральной Азии актер Алишер Узаков показан как «mass-media менеджер» компании.
Алишер Узаков упомянул о своей связи с компанией Smartbolla в интервью журналисту Ферузу Мухаммаду на проекте IntervyuTV и коснулся своей деятельности в компании.
Один за другим представители шоу-бизнеса тоже начали рекламировать Smartbolla. Среди них были Озодбек Хуррамов (Liil), Озодбек (Bek vines) и Абдурахмон (Abu vines), Муниса Ризаева, Райхон Уласенова, Джахонгир Ходжаев (Sariq bola), Миршакар Файзуллаев и Шахзода Мухаммедова. Мы попросили их прокомментировать эту рекламную деятельность, в результате которой людей ввели в заблуждение. Некоторые из них сказали, что это просто реклама, так обычно создают ее в соцсетях, другие не ответили на вопрос.
Один из известных блогеров через своего представителя заявил, что располагает информацией о компании, но не может ее раскрыть из-за угроз в его адрес. Мы решили не упоминать его имя, чтобы не навредить. Если это действительно так, то возникает вопрос: способна ли компания, которая, судя по информации, ведет себя недобросовестно, совершать другие виды преступлений?
В телефонном разговоре Алишер Узаков заявил, что компания также нарушила с ним договор, то есть не выплатила обещанную сумму за рекламу. Узаков заявил, что в этом процессе он тоже является потерпевшим.
Какие еще есть претензии?
Мы нашли пострадавших от деятельности Smartbolla. С момента появления первых постов на странице проекта в Instagram (март 2021 года) и до момента его самого последнего поста (март 2022 года) в комментариях пользователи писали сообщения подобного содержания «Что случилось с нашими деньгами, когда будут новости?» Нам удалось связаться с несколькими из них. В частности, на предоставленных нам скриншотах одним из пострадавших Д.Ж. видно, что он вложил в проект 1000 долларов. В цитируемом источнике видно, что потерпевший зарегистрирован как 1295-й инвестор.
Другой инвестор сообщил, что перевел 5000 долларов и теперь хочет вернуть деньги, поэтому не желает раскрывать какую-либо информацию. Еще один из пострадавших говорит, что доверился им после того, как имам-хатиб мечети «Дорул Омон» появился в интервью с главой компании. На видео имам-хатиб дал фетву, назвав эти инвестиции «халяльными».
Для сведения, телеканал Uzreport TV также организовал интервью с основателем Smartbolla Мурадом Хасановым. В нем упоминается, что компания предоставит программные продукты до конца года (интервью взято в 2021 году).
Мурад Хасанов сообщил о 986 инвесторах, но на приведенном выше скрине есть такие цифры, как 1270, 1271, что опровергает информацию Хасанова. Мы также попытались пригласить на беседу сотрудников компании.
В ответ на наши вопросы Фарход Каримов, который работал SMM-менеджером проекта, а затем стал главным «лицом», ограничился таким ответом, что ничего не знает и что все нужно спрашивать у Мурада Хасанова. Другой SMM-специалист проекта Мария Джахангирова рассказала, что работала в команде определенный период времени и покинула ее после истечения срока контракта.
На странице проекта в Instagram функция комментариев ограничена, а на вопросы, отправленные через личные сообщения Мураду Хасанову, выходят ответы со словами «потерпите, осталось недолго».
Также в ходе общения с нами в Telegram предприниматель неоднократно подчеркивал, что ожидаются большие новости, компания в скором времени проявит себя и необходимо потерпеть.
Что можно сказать о правовой основе компании?
Мы получили от ее основателя документы, связанные с деятельностью компании в ОАЭ, в частности, договор соглашения с инвесторами. Позже Хасанов удалил переписку. В инвесторском договоре и некоторых рекламных роликах часто указывается, что любые судебные разбирательства, связанные с компанией, в частности споры, будут разрешаться в соответствии с законодательством ОАЭ. Так какое же отношение компания имеет к Дубаю, ОАЭ?
Согласно предоставленному нам лицензионному документу, Smart Bolla Systems Technology была зарегистрирована в качестве гражданской компании (civil company) 25 мая 2021 года Департаментом экономического развития Дубая. Согласно тому же документу, срок действия лицензии компании истек 24 мая 2022 года. Лицензия включает работу с компьютерными системами и коммуникационным оборудованием, разработку программного обеспечения, сетевые услуги информационных технологий, портал, провайдер интернет-контента, услуги маркетинга в социальных сетях и веб-дизайн.
Гражданская компания — это деловое партнерство для таких специалистов, как врачи, юристы, инженеры и бухгалтеры. Гражданская компания на 100% принадлежит профессиональным партнерам (за исключением инженерно-гражданской компании), но обычно требуется национальный местный агент по обслуживанию ОАЭ. То есть разные специалисты (от 2 до 50) объединяются и создают компанию по оказанию услуг.
Местный партнер Мурада Хасанова в ОАЭ Салем Обейд Мохаммад Хамис (Salem Obaid Mohammad Khamis) был держателем 25% акций гражданской компании Wild Harroh. Сам Хасанов был назначен менеджером. Капитал компании составляет 300 тысяч дирхамов (81 тысяча долларов), Хасанову принадлежит 75% ее акций, то есть около 740 миллионов сумов.
Договор соглашения с инвесторами
Договор между компанией и инвестором состоит из 13 пунктов. В пункте 5.3.1 говорится, что, приобретая право на получение дивидендов, «владелец доли прибыли» несет ответственность за любой результат и связанные с ним экономические риски, любой экономический риск, который имеет владелец доли прибыли на момент инвестирования в ООО Smartbolla Systems Technology, в п. 5.5 — компания может вносить изменения в настоящий договор на своем сайте, в п. 8.1 — освобождение сторон от обязанности полностью или частично исполнить свои обязательства по договору, если неисполнение этих обязательств произошло вследствие форс-мажорных обстоятельств, в п. 9.6 — компания и ее партнеры не несут ответственности за невозможность доступа к сайту smartbolla.com, в п. 10 — пересмотренная и факсимильная форма договора имеет ту же юридическую силу, что и оригинал версии, письма, телеграммы, телефонного сообщения, телетайпа, факса, электронной формы или любой обмен документами, показывающими и выражающими содержание предмета, и любой документ, эквивалентный письменной форме договора, согласно п. 11.1 цены и право компании на владение дивидендами, условия договора не гарантируют, что они не изменятся в ходе последующих действий, принятых компанией. Также согласно тексту договора документ доступен на английском и узбекском языках. При возможных несоответствиях английская версия имеет преимущественную силу.
Несколько потерпевших признаются, что даже не читали условий контракта, прежде чем сделать инвестиции. В этом случае можно отметить недостаточный уровень правовой грамотности.
Обещания Мурада Хасанова
Мы поговорили с предпринимателем, попросив его прокомментировать претензии инвесторов. По его словам, собрать запланированные средства с инвесторов не удалось, сейчас работа идет с большим долгом, а затраты на каждое приложение составляют 470 тысяч долларов. «Если мы лжецы, то почему, по вашему, люди на нас не жалуются», — сказал Хасанов.
По нашей информации, некоторые потерпевшие обратились в соответствующие органы и не смогли добиться решения. Другие же не обратились в соответствующие органы Узбекистана из-за пункта в договоре компании о том, что «любые возникающие споры будут рассматриваться в соответствии с законами Дубая».
Некоторые пострадавшие несколько раз пытались вернуть вложенную сумму, написав заявление. В тексте договора указано, что соответствующие заявления будут рассмотрены в течение 90 календарных дней, а деньги будут возвращены в течение 45 календарных дней. Однако судя по имеющимся у нас скриншотам, обещания не выполнено.
У нас есть видео, на которых некоторые инвесторы возвращают свои деньги. Эти изображения были представлены Мурадом Хасановым и используются для убеждения других потенциальных инвесторов. Кроме того, мы не знаем, кто люди на видео и как они вернули свои деньги. Из уважения к частной жизни лиц, изображенных на видеороликах, мы не делаем их общедоступными, но по запросу соответствующих органов мы можем предоставить имеющуюся у нас информацию.
Группы инвесторов Smartbolla
Несколько инвесторов, вложивших деньги в компанию, создали закрытую группу в сети Telegram. По соображениям конфиденциальности не делимся ссылкой на группу, но информация о ней может быть предоставлена в случае начала официального правового разбирательства. Также Мурад Хасанов выступил с манипулятивными угрозами в адрес журналиста, который был в группе и пытался собрать информацию от инвесторов:
Скриншот и текст угрозы здесь.
В случае нарушения прав гражданам следует без колебаний обращаться в правоохранительные органы. Мы продолжим выяснять ситуацию, чтобы защитить их права и интересы.
Комментарии