Тройной кульбит или все возвращается на круги своя

Тройной кульбит или все возвращается на круги своя

 
В распоряжении Anhor.uz попали сведения о том, что Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан вновь станет Министерством связи Узбекистана. В пресс-службе этого ведомства информацию не подтвердили, но и не опровергли.
 
Узбекское агентство связи и информатизации было создано в 2002 году на базе бывшего министерства связи Узбекистана. Агентство было координирующим органом управления, уполномоченным для решения задач и проведения государственной политики в сфере связи, информатизации и использования радиочастотного спектра. Агентство также было уполномочено представлять Узбекистан в Международном союзе электросвязи, Всемирном почтовом союзе и в других международных организациях в сфере связи и информатизации.
 
Спустя 10 лет, 16 октября 2012 года на базе агентства Указом Президента Республики Узбекистан был образован Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.
 
Попробуем разобраться, что кроется за различными наименованиями органов управления и чем они отличаются друг от друга.
 
Госкомитет, является органом государственного управления, осуществляющим государственную политику в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, использования радиочастотного спектра и распространения теле-, радиопродукции зарубежных средств массовой информации на территории Республики Узбекистан, а также специально уполномоченным органом в области использования электронной цифровой подписи (курсив – Anhor.uz). Госкомитет подотчетен Кабинету Министров, а также выполняет функции рабочего органа Координационного совета по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий.
 
Как и УзАСИ, Госкомитет является органом, уполномоченным представлять Республику Узбекистан в Международном союзе электросвязи, Всемирном почтовом союзе и в других международных организациях в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий.
 
Правовой статус и функции Министерства связи, действовавшего до образования УзАСИ фактически отражали существовавшую ранее систему централизованного административно-командного управления.
 
Агентство по своей природе – это орган функциональной специальной компетенции, наделенный властными (возможно межотраслевыми) полномочиями, занимающийся координацией, контролем и иными функциями в установленной сфере. Структура агентства построена таким образом, что оно, как орган исполнительной власти, только в конкретной части выполняет функции государства. Здесь можно говорить о присутствии определенного элемента «временности» выполнения этих функций.
 
В случае расширения этих функций, возможна его трансформация в министерство, а в случае сужения полномочий и ограничения компетенции вероятен постепенный переход части функций и задач этого образования в частную сферу хозяйствующим субъектом права. Агентство осуществляет управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав.
 
Структура агентства достаточно гибкая, то есть изменения в функциях органа и организации его деятельности могут происходить более оперативно в зависимости от внешних условий и от внутренних преобразований.
 
Можно сказать, что изменение органа управления государства в области связи произошло в связи с изменением функций государства по управлению в данной отрасли, а также потребностью урегулирования складывающихся новых правовых отношений.
 
Особенность центральных органов исполнительной власти зависит от характера выполняемых ими функций и полномочий. Главным образом отличие министерства от государственного комитета заключается в объекте управления.
 
Министерство – центральный исполнительный орган республики, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию;
 
Государственный комитет – центральный исполнительный орган республики, проводящий в соответствующих отраслях (сферах) государственного управления единую государственную политику и осуществляющий в этих целях в соответствии с законодательством межотраслевую координацию.
 
Таким образом, объектом управления министерства является одна отрасль (сфера) управления, а государственного комитета – несколько отраслей (сфер) управления.
 
Отличие министерства и государственного комитета состоит также в принимаемых ими решениях: решения министерства оформляются приказами министра, а решения государственного комитета – постановлениями государственного комитета, подписываемыми председателем государственного комитета. Другими словами, постановление больше продукт коллегиального решения, нежели приказ.
 
Комитет, главное управление, комиссия, агентство и иной другой орган государственного управления осуществляют межотраслевую координацию, а также иные специальные исполнительные и разрешительные функции.
 
Помимо центральных исполнительных органов в структуру правительства входят ведомства.
Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (Минобороны), но есть и межотраслевые (Министерство экономики, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство финансов и т.д.).
 
Некоторые государственные комитеты являются межотраслевыми органами (Государственный налоговый комитет), другие – отраслевыми органами (Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам).
Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности.
 
Наглядно рассмотреть разницу между министерством, агентством и комитетом можно в таблице, приведенной ниже.

  Агентство Министерство Государственный
комитет
Руководство Генеральный директор, директор Министр Председатель
Сфера деятельности Орган функциональной специальной компетенции, наделенный властными (возможно межотраслевыми) полномочиями, занимающийся координацией, контролем и иными функциями в установленной сфере. Центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления Центральный исполнительный орган, проводящий в соответствующих отраслях (сферах) государственного управления единую государственную политику и осуществляющий в этих целях в соответствии с законодательством межотраслевую координацию.
Подчинение Функциональная подчиненность (власть осуществляется в рамках конкретной функции) Линейная подчиненность (руководство всегда основано на прямом служебном административном подчинении) Линейная подчиненность (руководство всегда основано на прямом служебном административном подчинении)
Принимаемые решения Оформляются приказами Оформляются приказами Оформляются постановлениями
Подотчетность Чаще не входят в состав правительства Чаще входят в состав правительства Чаще не входят в состав правительства
Порядок решения вопросов единоначалие Единоначалие и коллегиальность Коллегиальность и единоначалие
Особенности правового статуса Обусловлены изменение функций государства в данной отрасли Обусловлены особой значимостью той сферы государственной деятельности, которую оно возглавляет Обусловлены особой значимостью тех межотраслевых полномочий, межотраслевой координацией, контролем и иными межотраслевыми функциями

 
Государство всегда ищет самую оптимальную в данных конкретных условиях модель управления, чтобы с минимальными затратами всех ресурсов добиваться эффективного управления и устойчивого развития.
 
Эффективность принимаемых решений лучше всего показывает время. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.