Тройной кульбит или все возвращается на круги своя
В распоряжении Anhor.uz попали сведения о том, что Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан вновь станет Министерством связи Узбекистана. В пресс-службе этого ведомства информацию не подтвердили, но и не опровергли.
Узбекское агентство связи и информатизации было создано в 2002 году на базе бывшего министерства связи Узбекистана. Агентство было координирующим органом управления, уполномоченным для решения задач и проведения государственной политики в сфере связи, информатизации и использования радиочастотного спектра. Агентство также было уполномочено представлять Узбекистан в Международном союзе электросвязи, Всемирном почтовом союзе и в других международных организациях в сфере связи и информатизации.
Спустя 10 лет, 16 октября 2012 года на базе агентства Указом Президента Республики Узбекистан был образован Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.
Попробуем разобраться, что кроется за различными наименованиями органов управления и чем они отличаются друг от друга.
Госкомитет, является органом государственного управления, осуществляющим государственную политику в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, использования радиочастотного спектра и распространения теле-, радиопродукции зарубежных средств массовой информации на территории Республики Узбекистан, а также специально уполномоченным органом в области использования электронной цифровой подписи (курсив – Anhor.uz). Госкомитет подотчетен Кабинету Министров, а также выполняет функции рабочего органа Координационного совета по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий.
Как и УзАСИ, Госкомитет является органом, уполномоченным представлять Республику Узбекистан в Международном союзе электросвязи, Всемирном почтовом союзе и в других международных организациях в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий.
Правовой статус и функции Министерства связи, действовавшего до образования УзАСИ фактически отражали существовавшую ранее систему централизованного административно-командного управления.
Агентство по своей природе – это орган функциональной специальной компетенции, наделенный властными (возможно межотраслевыми) полномочиями, занимающийся координацией, контролем и иными функциями в установленной сфере. Структура агентства построена таким образом, что оно, как орган исполнительной власти, только в конкретной части выполняет функции государства. Здесь можно говорить о присутствии определенного элемента «временности» выполнения этих функций.
В случае расширения этих функций, возможна его трансформация в министерство, а в случае сужения полномочий и ограничения компетенции вероятен постепенный переход части функций и задач этого образования в частную сферу хозяйствующим субъектом права. Агентство осуществляет управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав.
Структура агентства достаточно гибкая, то есть изменения в функциях органа и организации его деятельности могут происходить более оперативно в зависимости от внешних условий и от внутренних преобразований.
Можно сказать, что изменение органа управления государства в области связи произошло в связи с изменением функций государства по управлению в данной отрасли, а также потребностью урегулирования складывающихся новых правовых отношений.
Особенность центральных органов исполнительной власти зависит от характера выполняемых ими функций и полномочий. Главным образом отличие министерства от государственного комитета заключается в объекте управления.
Министерство – центральный исполнительный орган республики, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию;
Государственный комитет – центральный исполнительный орган республики, проводящий в соответствующих отраслях (сферах) государственного управления единую государственную политику и осуществляющий в этих целях в соответствии с законодательством межотраслевую координацию.
Таким образом, объектом управления министерства является одна отрасль (сфера) управления, а государственного комитета – несколько отраслей (сфер) управления.
Отличие министерства и государственного комитета состоит также в принимаемых ими решениях: решения министерства оформляются приказами министра, а решения государственного комитета – постановлениями государственного комитета, подписываемыми председателем государственного комитета. Другими словами, постановление больше продукт коллегиального решения, нежели приказ.
Комитет, главное управление, комиссия, агентство и иной другой орган государственного управления осуществляют межотраслевую координацию, а также иные специальные исполнительные и разрешительные функции.
Помимо центральных исполнительных органов в структуру правительства входят ведомства.
Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (Минобороны), но есть и межотраслевые (Министерство экономики, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство финансов и т.д.).
Некоторые государственные комитеты являются межотраслевыми органами (Государственный налоговый комитет), другие – отраслевыми органами (Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам).
Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности.
Наглядно рассмотреть разницу между министерством, агентством и комитетом можно в таблице, приведенной ниже.
Агентство | Министерство |
Государственный комитет |
|
Руководство | Генеральный директор, директор | Министр | Председатель |
Сфера деятельности | Орган функциональной специальной компетенции, наделенный властными (возможно межотраслевыми) полномочиями, занимающийся координацией, контролем и иными функциями в установленной сфере. | Центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления | Центральный исполнительный орган, проводящий в соответствующих отраслях (сферах) государственного управления единую государственную политику и осуществляющий в этих целях в соответствии с законодательством межотраслевую координацию. |
Подчинение | Функциональная подчиненность (власть осуществляется в рамках конкретной функции) | Линейная подчиненность (руководство всегда основано на прямом служебном административном подчинении) | Линейная подчиненность (руководство всегда основано на прямом служебном административном подчинении) |
Принимаемые решения | Оформляются приказами | Оформляются приказами | Оформляются постановлениями |
Подотчетность | Чаще не входят в состав правительства | Чаще входят в состав правительства | Чаще не входят в состав правительства |
Порядок решения вопросов | единоначалие | Единоначалие и коллегиальность | Коллегиальность и единоначалие |
Особенности правового статуса | Обусловлены изменение функций государства в данной отрасли | Обусловлены особой значимостью той сферы государственной деятельности, которую оно возглавляет | Обусловлены особой значимостью тех межотраслевых полномочий, межотраслевой координацией, контролем и иными межотраслевыми функциями |
Государство всегда ищет самую оптимальную в данных конкретных условиях модель управления, чтобы с минимальными затратами всех ресурсов добиваться эффективного управления и устойчивого развития.
Эффективность принимаемых решений лучше всего показывает время.
Комментарии