Поправки в законодательство помогут вывести электронную коммерцию из тени
Это заключительная часть материала, в котором Музаффар Аъзамов, председатель Ассоциации электронной коммерции Узбекистана рассказывает с какими проблемами сталкивается электронная коммерция в Узбекистане.
— А вам не кажется, что ставка два процента, это слишком низкая ставка и государственный бюджет понесет большие финансовые потери?
Нет. Налоговым кодексом Узбекистана субъектам предпринимательства, осуществляющим электронную торговлю товарами (работами, услугами) уже установлены более низкие ставки:
статьей 467 плательщикам единого налогового платежа налоговая ставка составляет 2% вместо 4% от выручки, и
статьей 337 налогоплательщикам на общеустановленном налогообложении ставка налога на прибыль определена в размере 7,5%, вместо обычных 15%.
— Почему надо менять налоговое законодательство, если наши электронные коммерсанты платят такие же налоги, как кыргызстанские?
Во-первых, возникнет правовой механизм, позволяющий четко определить занимался конкретный субъект предпринимательства электронной торговлей в отчетный период или нет.
Во-вторых, упрощается процедура исчисления налогов и нужно будет выполнить всего две операции, вместо семи.
В-третьих, продажи ЭТП (электронные торговые площадки) могут быть, зачастую побочным видом деятельности, наряду с основной, например, продажей товаров в своем торговом павильоне. Предлагаемое мной изменение законодательства, будет подталкивать малый и средний бизнес, основная часть которого в настоящее время находится в тени, перейти на прозрачную электронную торговлю. Это, в свою очередь, позволит обеспечить прозрачность ведения бизнеса, сокращение вне банковского оборота, и рост налоговых поступлений в государственный бюджет.
В-четвертых, 100% источником доходов большинства популярных электронных торговых площадок является деятельность, связанная с организацией продаж на ней. Практически все они являются плательщиками НДС и налога на прибыль. Налогооблагаемой базой операторов ЭТМ является комиссия с продаж, размер которой колеблется от 2% до 18%, а ее медианное (усредненное) значение составляет 12-14% от нераспределенной прибыли. Следовательно, размер НДС с комиссии равно 1,8-2,1%, что сопоставимо с установленной кыргызским налоговым законодательством ставкой 2%.
Кроме того, несмотря на то, что уже работают много лет, они, по-прежнему остаются убыточными, а деятельность финансируется за счет внешних инвестиций или от других источников дохода в расчете на рост этого сегмента рынка в долгосрочной перспективе. Следовательно, предоставленным ст. 337 Налогового кодекса Узбекистана 50% снижением по налогу на прибыль операторы ЭТП фактически не могут воспользоваться.
— Возникает вопрос, если деятельность ЭТП убыточна, объем сокращался бы. А он растет, следовательно, есть нормальная прибыль, которая привлекает внимание продавцов, как такое может быть, что операторы ЭТП остаются убыточными?
Метафорически это выглядит так. Предположим, у вас есть теленок дойной коровы. Но теленок не дает молока на продажу, и, со стороны может показаться, что на него только зря корм расходуется и место в коровнике занимает.
Однако, специалист понимает, что теленок сейчас генерирует расходы в виде корма и ухода, но это на самом деле не расходы, а инвестиции, которые позволят через определенное время теленку вырасти в хорошую дойную корову. А если это бычок, то после откорма он даст много мяса.
Следует понимать, что для продажи на ЭТП, зачастую могут не покрывать расходы на ее содержание, но они генерируют продажи другого вида деятельности, например, услуги финансовой рассрочки, и, в совокупности, финансовые показатели компании становятся привлекательными, при условии, что размеры рынка достаточно большие. Пока же, как мы уже выяснили, доля легально работающего в Узбекистане бизнеса, особенно малого, критически мала для того, чтобы считать рынок электронной коммерции состоявшимся.
Как видите, расчеты показывают, что внедрение кыргызского опыта в Узбекистане, приведет к тому, что суммы, фактически уплачиваемых участниками электронной коммерции при нынешнем уровне продаж останутся примерно такими же. Однако, сокращение числа налогов, упрощение процедуры исчисления и его оплаты создаст благоприятные условия для вовлечения в электронную торговлю большего числа продавцов, для которых эта деятельность будет изначально являться побочной с постепенным превращением ее в основной источник дохода.
В среднесрочной (до 3 лет) и долгосрочной (3-10 лет) перспективе, это повлечет суммарное увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет Узбекистана.
— Надо ли прямо копировать опыт Кыргызстана или с учетом опыта можно что-то добавить?
По признанию коллег из Ассоциации электронной коммерции Кыргызстана, они не учли, что большая часть интернет-сервисов платной рекламы (Google, Yandex, Facebook, Instagram, Telegram и др.) находятся за пределами страны и при использовании их у субъекта возникает обязанность по уплате НДС на импорт услуг.
Самые большие затраты после фонда оплаты труда (40-50%), составляют расходы на рекламу 15-20%, на что идет, практически вся прибыль (маржа). Поэтому, предлагаю плательщиков налога на электронную торговлю освободить от уплаты НДС за импортируемые услуги. Это будет существенной поддержкой операторов электронных торговых площадок. Учитывая, что физическим лицам при использовании платной рекламы Google, Facebook выставляют счета на оплату с учетом НДС, это освобождение от уплаты НДС на импортируемые услуги станет серьезным стимулом для легализации своего бизнеса в электронной коммерции.
— Есть опасность, что если кыргызский опыт будет внедрен у нас, то на него правдами и неправдами попытаются перейти уже работающие предприятия, чтобы оптимизировать налогообложение, например, торговые сети, работающие на общеустановленном налогообложении. Это повлечет серьезные сокращения налоговых поступлений в бюджет.
Такие аргументы я часто слышу от сотрудников и руководителей ведомств экономического блока правительства, у которых отсутствует практический опыт работы в бизнесе.
Во-первых, очевидно, что следует только появиться налогу «на электронную торговлю» эта категория предпринимателей, первоначально заключив договор с какой-либо электронной торговой площадкой, возможно, даже формально, будет поэтапно все свои наличные и безналичные платежи инкассировать на специальный счет в банке и тем самым вовлекать в легальный банковский оборот большую часть денежного потока чем, это имеет место сейчас. Чем меньше доля внебанковского оборота денег, тем ниже уровень «теневой» экономики, что является, или по крайней мере должно являться, главной целью государства на данном этапе развития.
Во-вторых, торговые сети, условные «Корзинка», «Макро», «Хавас» и другие, уже имеющие свои электронные торговые площадки, например, lebazar.uz или zakaz.uz, гипотетически могут перейти на особый налоговый режим. Однако, на практике, чем крупнее становится бизнес, тем более осторожно принимаются серьезные решения, критически влияющие на его развитие и жизнеспособность. Особенность торговых сетей в том, что они выстраивают работу с поставщиками с условием оплаты за поставленный товар по истечению 90 календарных дней. Кроме того, порядок уплаты НДС на общеустановленном налогообложении позволяет им получать отсрочку по уплате НДС до 50 дней. Например, товар был реализован 1 числа текущего месяца, а вот НДС от его реализации будет уплачен в бюджет только 20 числа следующего месяца.
В совокупности, торговые сети располагают до 140 дней отсрочки по платежу, а это означает, что они имеют беспроцентный товарный кредит от своих поставщиков, от которого они никогда не откажутся. Действительно, зачем кредитоваться в банке под 24-28% годовых и под залог, когда это можно получить бесплатно?
— Как долго этот особый налоговый режим должен существовать, чтобы предприниматели выработали привычку легально работать?
Как минимум, 10 лет, неплохо если 15 лет, и совсем отлично 20-25 лет.
— На чем основан предлагаемый вами большой срок?
На двух факторах. Первое, государство несколько десятков лет пыталось, но не смогло создать условий «чтобы работать официально было выгодно, удобно и просто». Успело вырасти целое поколение предпринимателей, которые воспринимают, как само собой разумеющееся, заниматься бизнесом и не платить налоги. Правительству следует признать, что эта проблема существует, и понадобится несколько лет, пока большая часть этой категории предпринимателей, в результате разъяснительных мер перейдет на особый налоговый режим и начнут планировать на три и более года вперед развитие своего бизнеса, перестраивать бизнес-процессы. Это происходит не так быстро, и на формирование новых привычек требуется гораздо больше времени, чем нам хотелось бы.
Второе, каждый год на рынок труда Узбекистана приходит более 500-600 тысяч новых работников. Как сообщает издание Kun.uz, “на начало 2020-2021 учебного года в общеобразовательных учреждениях республики обучается 6,3 млн учащихся”.
Нетрудно догадаться, что на рынок труда Узбекистана в ближайшие 10-15 лет придут более 6 млн. а в течение 20-25 лет 12-13 млн. новых рабочих рук и их всех нужно будет обеспечить работой.
Руководствуясь этой логикой, считаю, при условии правильной адаптации кыргызского опыта и системной работы в этом направлении, за 20-25 лет вырастет два поколения населения, приученных продавать онлайн, и самое главное, считающие, что «работать официально было выгодно, удобно и просто».
— И последний вопрос, кому и что нужно сделать, чтобы внедрить кыргызский опыт в узбекское законодательство?
На мой взгляд, сейчас самое время проявить политическую волю Ш.Мирзиёеву как президенту — гаранту соблюдения Конституции, дав соответствующее поручение Законодательной палате Олий Мажлиса, ГНК и Минюсту, и, тем самым выполнить свое публичное обещание от 28 декабря 2018 года: «Бороться с этим будут созданием благоприятных условий для легального бизнеса. Чтобы работать официально было выгодно, удобно и просто. Президент отметил, что это лучший способ борьбы с теневой экономикой».
Как размер «теневой» экономики влияет на развитие электронной коммерции
Электронная коммерция: законодательство не поспевает за отраслью
Насколько выгодно, удобно и просто предпринимателям работать в сфере электронной коммерции
«Теневая экономика» и электронная коммерция – как обстоят дела в других странах
Комментарии