Как защитить курьеров и водителей такси
Узбекистан включается в общемировой процесс развития так называемой платформенной экономики, обусловленной созданием новых приложений, изо дня в день предлагающих такие разнообразные услуги, как доставка еды, такси, аренда и т.д Работа посредством платформ — это новая форма занятости, которая в Узбекистане еще не регулируется сполна и не укладывается в существующие нормативно-правовые документы.
Так называемая платформенная занятость не включена и в существующие статистические данные, что не позволяет точно оценить размер этого сегмента экономики. Регулирование этого сегмента экономики в Узбекистане — растущего, развивающегося — не устоялось. В частности, остро стоит вопрос страхования предпринимательских рисков и обеспечения социальных гарантий, необходимых как для занятых посредством платформ, так и для самих платформ.
Жирный минус платформенной занятости в Узбекистане связан с ограниченным доступом к основным социальным гарантиям и механизмам защиты коллективных трудовых прав исполнителей. В такой ситуации лица, получающие основной или единственный доход от платформенной занятости, могут сталкиваться с высокими рисками неблагополучия в случае временной нетрудоспособности, а также по завершении трудовой карьеры.
Для эффективного регулирования взаимоотношений между платформами и занятыми с их помощью работниками важно выработать подходящий понятийный аппарат, который, с одной стороны, позволит однозначно разрешать возникающие в ходе отношений проблемы, а с другой — будет корректно отражать содержание правоотношений, не создавая барьеров и ограничений для развития платформенной экономики.
Большинство стран ведет активную дискуссию по вопросу необходимости разработки специальных законодательных норм для формализации платформенной занятости и развития системы минимальных социальных гарантий для платформенных работников. Однако, прикладные решения практически нигде не приняты, и работники встраиваются в действующую систему, по сути, выбирая между самозанятостью, наиболее распространенный вариант во всех странах, и традиционной занятостью по найму.
К примеру, Yandex Eats («Яндекс.Еда»), который стал доступен в Ташкенте для заказа доставки готовой еды из заведений общепита или товаров из магазинов, дистанцируется от отношений найма. Количество курьеров нового игрока пока можно определить только «на глаз», поскольку отношения между Yandex Eats и курьером регистрируются только на платформе. Такая же ситуация с Яндекс Такси.
Курьеры и таксисты, при существующем положении бесправны как работники, но и не имеют обязательств как налогоплательщики. Очевидно, что назрела необходимость определения в нормативно-правовых актах страны правового статуса работников платформенной экономики.
В Казахстане, который продвинулся в изучении платформенной экономики, опубликовано исследование в области социально-трудовых конфликтов в компаниях платформенной экономики. Поскольку в Узбекистане таких исследований пока нет сошлемся на предложенные рекомендации из исследования из соседней страны.
– Нельзя превращать занятых посредством платформ, которые в настоящее время преимущественно являются самозанятыми, в наемных работников, поскольку это убивает инновационную экономику;
- Важно создавать добровольные страховые инструменты для формирования самозанятыми социального пакета, в том числе — также на добровольных началах — при участии самих платформ;
- Страховые форматы должны зависеть от степени включенности человека в платформенную экономику, которая может измеряться через получаемые доходы, или часы работы, или продолжительность сотрудничества. Приоритет в социальном пакете должен быть у людей, для кого платформенная занятость — единственная и полная;
- При необходимости это можно закрепить в профильных нормативно-правовых актах или хартиях участников рынка.
Издание uz24uz описало проблемы с которыми уже сталкиваются курьеры Yandex Eats, спустя месяц после запуска системы, это значит, что Налоговому комитету, Министерству экономики и финансов Узбекистана, Министерству занятости и трудовых отношений и другим ведомствам необходимо как можно скорее задуматься о регулировании деятельности игроков платформенной экономики.
Комментарии