Гореть автобусам дальше или меры будут приняты?

Гореть автобусам дальше или меры будут приняты?

Традиционно лето для ташкентцев — это не только сезон отпусков, но и время с опаской смотреть на столичный автотранспорт: вдруг автобус, в котором ты едешь, внезапно загорится.
 
И повод так думать есть и вполне реальный — менее чем за три недели в столице были зафиксированы возгорания сразу на трех автобусах марки Mercedes-Benz Conecto LF.
 
Корреспонденты решили выяснить, почему в последнее время с такой пугающей регулярностью хваленная немецкая техника превращается в факелы на дорогах.
 
Все дело в проводах
 
Как сообщил представитель одного из ташкентских автобусных парков, уникальность этой ситуации заключается в том, что причин, которые приводят к постоянным возгораниям автобусов несколько. Но, что интересно, горят автобусы не из-за каждой из них, а по совокупности сложившихся проблем.
 
На сегодняшний день в автобусном парке «Тошшахартрансхизмат» числятся около 600 автобусов Mercedes-Benz Conecto LF и чуть больше 40 Mercedes-Benz Conecto O345. Именно эти две модели становятся постоянной головной болью как для пассажиров, так и для руководства столичного общественного транспорта.
 
Кто и с какой больной головы в начале 2000-х годов принимал решение о покупке дорогостоящих немецких автобусов, непригодных для эксплуатации в наших условиях, остается загадкой, однако именно это решение и предопределило все будущие проблемы. Возможно обе стороны, заключившие контракт, немало погрели руки на этом.
 
Откаты всегда были сильной стороной немецких производителей, быстро ориентирующихся на местности. Однако все бы ничего — немецкая техника, она и в Африке покажет свой класс, но, к сожалению, в Узбекистане в силу вступили свои факторы.
 
В связи с постоянным ростом пассажиропотока и отсутствием достаточного числа автобусов все последующие годы немецкая техника эксплуатировалась нещадно, что называется без выходных и праздников.
 
И это все усугублялось отсутствием квалифицированных специалистов, которые могли бы регулярно проводить техническое обслуживание автобусов и нехваткой оригинальных запчастей. В конце концов, автопарки нашли вполне понятное решение — перейти на более дешевые китайские аналоги, что вполне ожидаемо сказалось на качестве. В результате, отработав свой ресурс и верно отслужив на столичных маршрутах более чем десять лет, автобусы стали гореть.
 
Первыми стали Mercedes-Benz Conecto O345. Причиной возгорания практически во всех случаях становилось замыкание электропроводки. Только в 2014 году было зафиксировано 8 случаев возгорания.
 
Согласно данным расследований технической комиссии, неуемная эксплуатация автобусов на протяжении более чем 10 лет приводила к нарушению целостности пластиковой изоляции пучка электропроводов.
 
Интересно, что с заявлением по этому случаю выступила и немецкая компания, щепетильно относящаяся к своей репутации. По ее данным, Узбекистан был признан регионом с особо тяжелыми условиями эксплуатации автобусов. В качестве факторов, негативно влияющих на работу механизмов, были названы резкие перепады температур и сильная запыленность воздуха. Интересно, а где были все эти факторы, когда принималось решение о покупке такой техники? Похоже, этот вопрос так и останется без ответа.
 
Единственным рациональным решением в этой ситуации был вывод из эксплуатации данных моделей, который практически был завершен в конце 2015 года. Однако на этом беды столичного общественного транспорта не кончились. Вскоре началась новая волна возгораний. Теперь погорельцами стали более современные автобусы Mercedes-Benz Conecto LF.
 
Опять же возникает риторический вопрос — если у вас горели простые в эксплуатации Mercedes-Benz Conecto O345, то зачем было приобретать технологически более продвинутые Conecto LF. Любой эксперт в сфере скажет, что это принесет еще большие проблемы с обслуживанием и эксплуатацией. В результате так и получилось, и автобусы стали гореть. В 2014-2015 году были зафиксированы свыше 10 подобных случаев.
 
В этот раз технической причиной стали конструкционные недоработки и опять же климатические условия Узбекистана. Ну, если с последним не поспоришь, хотя опять напрашивается вопрос, а зачем было покупать несоответствующую условиям технику, то с недоработками возникают вполне понятные вопросы. То ли немцы поставляли в Узбекистан уже бывшую в эксплуатацию технику, то ли контроль качества на немецком заводе в Турции на уровне из ряда вон выходящих.
 
Техническая комиссия, расследовавшая эти случаи, вынесла свой вердикт — основной причиной возгораний стал разрыв шланга высокого давления, в результате чего горячий воздух повреждал расположенные рядом электропровода, что в свою очередь приводило к короткому замыканию. Специалисты «Тошшахартрансхизмат» и немецкой стороны заявили о полном понимании проблемы и проведении работ по устранению конструкционных дефектов. Однако автобусы горят до сих пор…
 
К чести водителей автобусов и руководства «Тошшахартрансхизмат», за все это время не было ни одного случая, когда в результате возгораний пострадали пассажиры. Это было достигнуто благодаря специальным курсам подготовки водителей к подобным внештатным ситуациям, а также оснащению техники современными средствами пожаротушения.
 
Куда ехать дальше?
Похоже, эти случаи возгорания все же отразились на политике «Тошшахартрансхизмат» по покупке новой техники. Последние несколько лет компания не стала приобретать крупные партии у своего давнего партнёра Mercedes-Benz, переключившись на альтернативный вариант как в прямом, так и переносном смысле.
 
Узбекско-немецкое предприятие JV MAN Auto-Uzbekistan в 2016 года должно было запустить серийное производство городского низкопольного автобуса MAN A 22СПГ, который в перспективе должен стать базовым автобусом для общественного транспорта столицы. Два пилотных автобуса этой марки уже обслуживают пассажиров в Ташкенте. Они рассчитаны на 90 человек, оснащёны двигателем мощностью 310 лошадиных сил, соответствующим стандартам Euro 5.
 
Производство должно было начаться в феврале, а первая партия автобусов, собранных в Узбекистане, составить около 50 единиц. Однако пока проект никак не заявил о себе, несмотря на то, что на мощностях дочернего предприятия UzAutoTrailer уже смонтирована технологическая линия для производства автобусов.
 
Что будет дальше — пока планы «Тошшахартрансхизмат» остаются загадкой. Остается надеется, что, хотя бы в этом случае отечественные специалисты подойдут к выбору техники с головой, ведь ЧП с автобусами на газе станут куда более опасными.
 
Источник: Спутник
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.