Почему деятельность контент-провайдеров в Узбекистане не поддерживается государством

Коллаж: Anhor.uz

В редакционную почту Anhor.uz поступило письмо членов Ассоциации контент-провайдеров Узбекистана, в котором они обращаются к министру цифровых технологий Шерзоду Шерматову и просят его обратить внимание на положение, в котором оказались национальные контент-провайдеры.

«Уважаемый Шерзод Хотамович, просим рассмотреть возможность инициировать внесение изменений и дополнений в законодательство, регулирующее деятельность национальных контент-провайдеров, прежде всего для развития IT сферы в Узбекистане. Только объединённые усилия государства и бизнеса, помогут в развитии сферы информационных технологий и удовлетворении потребителей качественным продуктом и будут содействовать значительному вкладу в развитие отрасли», – это выдержка из письма Ассоциации контент-провайдеров Узбекистана, которые работают в неравных условиях из-за недостатков законодательной базы, что может привести к серьезным последствиям для развития IT-отрасли.

Справка: Контент-провайдер – это правообладатель какого-либо контента (например, медиа элементов – картинок, фотографий, звукозаписей, мелодий, видеопотока и видеозаписей, загружаемых кодов игр и другого программного обеспечения для мобильных телефонов и т.д.).

В Узбекистане зарегистрировано чуть более 30 контент-провайдеров, 10 из которых объединились в Ассоциацию предприятий «Контент провайдеры Узбекистана».

Ассоциация создана в 2016 году по инициативе крупнейших контент- и сервис-провайдеров Узбекистана. Главной задачей Ассоциации является координация усилий контент-провайдеров в области развития рынка мобильных и контент услуг в Республике Узбекистан. В первую очередь, это разработка новых и развитие уже существующих бизнес-моделей взаимодействия контент-провайдеров, мобильных операторов и государственных структур, основанных на взаимном понимании и долгосрочной перспективе общего бизнеса.

В Узбекистане контент-провайдеры реализуют свой контент или права на его использование миллионам абонентов через операторов сотовой связи, которые выплачивают контент-провайдерам часть дохода, полученного от абонентов, а контент-провайдеры распределяют эти деньги между рекламными площадками и правообладателями, оставляя их часть себе.

В странах, где вопрос развития информационных технологий стоит в приоритете, роль контент-провайдеров приравнивается к другим ключевым участникам рынка телекоммуникационных услуг. Например, в России и Казахстане доля контент-провайдеров в распределении доходов составляет 60%, а в Японии даже 80%, что способствует их активному развитию и привлечению инвестиций.

Однако в Узбекистане государственное регулирование этой сферы оставлено без должного внимания. Это позволяет мобильным операторам диктовать условия и ограничивать возможности контент-провайдеров. Такая практика не только создает неравные условия конкуренции, но и тормозит развитие отрасли в целом. «Нужно четко понимать одну вещь. Если этот сектор не будет развиваться, ни один другой сектор не будет двигаться вперед», – сказал президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев на совещании по результатам работы Министерства информационных технологий еще в апреле 2022 года. И эта мысль абсолютно и чётко отражает суть современных реалий.

Отсутствие четких нормативных актов, закрепляющих ответственность и правила распределения доходов, приводит к ситуации, когда большая часть выручки остается у мобильных операторов. На сегодняшний день выручка контент-провайдеров делится в отношении 70/30 в пользу мобильных операторов Узбекистана. Порой даже возникает предположение о наличии сговора мобильных операторов.

Такой подход затрудняет развитие национальных компаний и препятствует привлечению лучших мировых практик и инвестиций. Более того, текущая практика приводит к утрате потенциальной прибыли как для мобильных операторов, так и для контент-провайдеров, что способствует снижению поступлений в бюджет страны. Недооценка роли контент-провайдеров в цепочке создания и распространения контента приводит к упущенным возможностям развития рынка дополнительных услуг, а также к потере доверия абонентов. В данной ситуации абоненты предпочитают пользоваться услугами платежных систем (PayMe, Click и тд.), хотя стоимость их услуг достигает 2%.

Разделение дохода в пропорции 70/30 в пользу контент-провайдеров дало бы возможность каждому оператору создать свой рынок дополнительных услуг, аналогичный Appstore и Playmaket, а также целый ряд других продуктов, которые бы принесли пользу миллионам абонентов.

К примеру, ради привлечения клиентов в свою экосистему, сотовая компания РФ «МТС» решила поступиться собственной роуминговой выручкой: с начала апреля 2023 г. клиенты компании получают бесплатный роуминг за бронирование зарубежных отелей через МТС Travel. Такой инструмент в партнерстве с зарубежными операторами связи уже неоднократно не без успеха использовали международные отельные агрегаторы, такие как Agoda или Expedia. Эксперты считают, что это оправдано в условиях стагнации, которую испытывает рынок телекома России, растущий не более чем на 2% в год. В таких условиях наращивать выручку можно лишь предлагая дополнительные сервисы в рамках развития собственных экосистем.

Урезая долю контент-провайдеров, операторы получают кратковременную прибыль, но в итоге тормозят развитие всей отрасли IT услуг, которая могла бы увеличить итоговый доход и смогла бы обеспечить дополнительные возможности абонентам.

Одной из основных проблем является возможность мобильных операторов односторонне расторгать договора с контент-провайдерами, не учитывая их интересы и обязательства перед другими партнерами. Это создает нестабильность и риск для бизнеса контент-провайдеров, препятствуя их развитию и инновациям. Более того, текущая схема разделения доходов не способствует повышению качества контента и услуг, что негативно отражается на уровне удовлетворенности абонентов и доверии к национальным компаниям.

Важно оговорить, что предоставление услуг контент провайдерами затрагивает гораздо большие сферы деятельности, чем просто SMS-общение среди абонентов или голосование на радио и ТВ.

Помимо этого, важно обратить внимание, что на сегодняшний день государство воспринимает контент-провайдеров лишь как посредников между оператором и абонентом, поэтому контент-провайдеры до сих пор не включены в реестр участников электронной коммерции. При этом по своей сути контент–провайдеры являются поставщиками телекоммуникационных услуг.

Однако, на сегодня дело обстоит следующим образом:

  • контент-провайдер не заключает договоры комиссии или поручения ни с сотовым оператором, ни с правообладателями контента. У него есть оборудование для оказания услуг на основе лицензии на телекоммуникационную деятельность;
  • из-за отсутствия договоров комиссии все расходы, связанные с предоставлением контента абонентам, несет сама компания-провайдер, они не возмещаются ни сотовым оператором, ни правообладателями контента;
  • выручка, полученная от абонентов сотовой сети, воспользовавшихся услугами контент-провайдера через выделенный оператором сервисный номер, образует его налогооблагаемую базу.

Ассоциация вносила предложения в Министерство цифровых технологий и Налоговый комитет о применении упрощенного налогового учета для участников электронной коммерции, так как услуги контент провайдеров оказываются дистанционно, через электронные торговые площадки и полностью отвечают определениям в законе «Об электронной коммерции». Однако до сих пор вопрос остается открытым.

Деятельность Ассоциации контент-провайдеров Узбекистана, как самоинициированной организации, важна для защиты интересов отрасли, участия в нормотворчестве, развития отрасли и укрепления международного сотрудничества.

В условиях развития и трансформации медиапространства принятия нового нормативно-правового документа, регулирующего деятельность контент-провайдеров становится насущной необходимостью. Этот документ должен четко установить ответственность всех участников рынка – абонентов, контент-провайдеров и мобильных операторов, а также установить процентные соотношения для справедливого распределения доходов.

Национальных контент-провайдеров необходимо включить в Национальный реестр субъектов электронной коммерции. Это обеспечит юридическую легитимность и прозрачность деятельности контент-провайдеров, позволит контролировать и регулировать их деятельность. Кроме того, это позволит обеспечить качество контент-услуг, защиту прав пользователей, а в случае возникновения конфликтов, обеспечит возможность обращения с претензиями.

Регистрация национальных контент-провайдеров в реестре будет способствовать развитию электронной коммерции в стране, усилению конкуренции, стимулированию инноваций и повышению качества предлагаемых услуг.

Считаем необходимым предусмотреть законодательством льготы для членов Ассоциации, которые в свою очередь согласны ежемесячно перечислять определенную часть своего дохода в фонд Министерства цифрового развития. Это станет мощным стимулом для развития контент-провайдеров, поощряя их к инвестированию в собственное развитие, технологические инновации и расширение бизнеса.

Операторы сотовой связи, на фоне растущих требований со стороны потребителей, находятся в процессе цифровой трансформации и поиске способов повышения качества обслуживания без дополнительных инвестиций в инфраструктуру. Операторы могут работать над этой задачей совместно с теми партнерами, которые также заинтересованы в качестве предоставления услуг конечным пользователям. Новая модель сотрудничества с национальными контент-провайдерами позволит операторам укрепить свои позиции на рынке в условиях растущей конкуренции и завоевать лояльность клиентов, значительно улучшив качество обслуживания, пополняя государственный бюджет за счет налоговых сборов от растущей прибыли участников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.