Как фермерские кооперативы могут трансформировать сельскую жизнь Узбекистана

Источник: ПРООН

Согласно документу «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год» 11 регионов Узбекистана попали в список получателей дотации. В связи с этим можно предположить, что сельский образ жизни в Узбекистане экономически не эффективен и требует трансформации по ряду направлений. Архитектор-урбанист Анвар Мухамеджанов рассказывает о достоинствах фермерских кооперативов на примере развитых стран и их возможной пользе для Узбекистана.

К сожалению, большинство регионов Узбекистана сегодня являются дотационными: они тратят больше, чем зарабатывают. Согласно закону «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год» (приложение №7) только Ташкент, Ташкентская и Навоийская области являются прибыльными.

Перманентный рост цен на мясо и овощи сельского производства также свидетельствует, что пищевая безопасность страны требует стабилизации. Этого можно добиться не только при помощи экономических инструментов, т.е. обнуления НДС на импортную продукцию, но также и градостроительными методами. Узбекистан имеет возможности и берёт кредиты у зарубежных доноров на постройку доступного жилья и прочей инфраструктуры в регионах – это даёт хорошую возможность трансформировать сельскую жизнь, сделав ее более прибыльной, комфортной и удобной с помощью градостроительного планирования.

Политика снижения бедности при помощи содержания домашнего скота, птицы и увеличения количества теплиц в домохозяйствах физических лиц, расположенных в черте населенного пункта приемлема не для всех жителей. На примере Ташкента можно видеть, как резко сократилось число дворов, где содержат крупный рогатый скот, баранов, даже птицу.

С одной стороны, встают вопросы дороговизны доставки кормов, с другой стороны соседи не хотят терпеть запахи, которые сопровождают животноводство. Необходимо дополнительное место для хранения кормов и создания условий животным. Далеко не каждый городской житель способен правильно их содержать. К этому следует добавить ритм городской жизни.

Государство пока не искало других путей развития животноводства и птицеводства в частных домовладениях. И, если в городах от этого надо отказаться, то в пригородах и сельской местности есть апробированные в развитых странах сценарии.

Возможным решением проблемы пищевой безопасности и искоренения бедности в Узбекистане может быть трансформация сельского уклада жизни с помощью фермерских кооперативов. Правительство Узбекистана уже предприняло меры по их внедрению пару лет назад, однако исполнение этих мер не было доведено до конца, меры не были комплексными.

Есть ряд мер, которые можно заимствовать из практики деятельности фермерских кооперативов развитых стран.

Удачным зарубежным примером может послужить Национальная федерация сельскохозяйственных кооперативов (NACF) Южной Кореи, созданная в 1961 году для повышения социального и экономического статуса своих членов, а также сбалансированного развития народного хозяйства. NACF включает в себя три области: маркетинг и снабжение, банковский сектор, консультация и страхование. Другими словами, данный кооператив имеет сеть фермерских хозяйств, продукция которых поставляется напрямую в сеть собственных магазинов, которые обслуживаются собственным банком. При этом кооперативу принадлежит и транспорт, обеспечивающий доставку товаров. В целом, структура компании выглядит следующим образом:

В данном кооперативе автономные бизнес группы финансируются за счет членских взносов, а не государственных вкладов. Кооперативами управляют избираемые без давления сверху президенты, которые далее выбирают председателя федерации. Собственниками кооперативов являются фермеры, однако, и люди со стороны имеют возможность инвестировать в кооператив. При этом правительство сделало возможным для инвесторов открывать необлагаемые налогом банковские счета и получать доступ к некоторым услугам кооператива.

В порядке эксперимента в 2019-2020 годах планировалось создать сельскохозяйственные кооперативы в 8 районах Узбекистана. Министерство сельского хозяйства пока не представило общественности подробный анализ результатов этого проекта по 8 районам, хотя развитие и пропаганда подобной структуры в условиях Узбекистана могли бы принести пользу, как для экономики, так и для градостроительства страны.

  1. Создание сельскохозяйственных кооперативов предполагает профессиональное развитие животноводства и сельского хозяйства за пределами населённых пунктов. Это позволит повысить эффективность снабжения кооперативов продовольствием, как для развития животноводства, так и сельского хозяйства. Соответственно и качество товаров для населения возрастёт.
  2. Благодаря сельскохозяйственным кооперативам будет легче вести учет голов скота, птицы и сельскохозяйственной продукции, нежели в частных домохозяйствах. Это может обеспечить лучшие прогнозы по состоянию и перспективам пищевой безопасности страны.
  3. Содержание животных и теплиц за пределами населенного пункта решает необходимость выделения большего количества земли под постройку поселка, а значит, экономит финансовые ресурсы на строительстве и дальнейшей эксплуатации поселка людьми.
  4. Если планировать кооператив по корейскому принципу, фермерам также будет легче планировать свою деятельность и определять прогнозы на будущее. Они смогут самостоятельно привлекать частные инвестиции для развития.
  5. Будет пресечена антисанитария из-за не правильного содержания домашних животных в черте населенного пункта. Выделенный газ для жилья не будет уходить нерационально на обогрев теплиц. При этом стоит отметить, что теплицы у нас отапливаются не только газом, но и твердым топливом. Содержание теплиц за пределами населенного пункта повысит качество воздуха для населения.

Анвар Мухамеджанов,

архитектор-урбанист, стипендиат Азиатского банка развития, магистр Токийского университета, специалист в области международного развития и регионального планирования

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.