Газ или бензин: как снизить вред от автомобилей
Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферы в Узбекистане, особенно в Ташкенте. По данным Министерства экологии и охраны окружающей среды, 60% вредных выбросов в атмосферу в Узбекистане и 88% в Ташкенте приходятся на автомобили. В связи с этим возникает вопрос: как снизить это негативное влияние.
Количество вредных выбросов от автомобильного транспорта в Узбекистане составляет около 1,5 млн тонн в год. Основными загрязнителями являются оксиды азота (NOx), оксиды углерода (CO), углеводороды (HC) и твердые частицы (PM).
NOx способствуют образованию кислотных дождей, которые могут нанести вред здоровью людей и окружающей среде. CO является токсичным газом, который может вызвать головную боль, головокружение и потерю сознания. HC способствуют образованию смога, который может ухудшить качество воздуха и привести к респираторным заболеваниям. PM являются мелкодисперсными частицами, которые могут попадать в легкие и вызывать различные заболевания. Кроме того, эти загрязняющие вещества способствуют изменению климата.
Согласно исследованию компании Gas-Truck, метан (природный газ) является более экологичным видом топлива для автомобилей, по сравнению с бензином. Метан выделяет на 25% меньше углекислого газа, на 60% меньше оксидов азота и на 90% меньше углеводородов. Кроме того, метан не содержит серу, свинец и другие тяжелые металлы, которые загрязняют почву и воду.
Однако переход на газовое топливо не решает до конца проблемы выброса парниковых газов от автотранспорта. По данным Первого национального доклада по изменению климата, Узбекистан является одним из крупнейших производителей и потребителей природного газа в мире.
Согласно первому двухгодичному отчету Республики Узбекистан, разработанному в соответствии с решением Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) в 2021 году Нефтегазовая отрасль является самым крупным источником выбросов парниковых газов в стране в категории “Летучие выбросы от топлива”. Доля выбросов, связанная с утечками природного газа составляет порядка 99%. Потери природного газа связаны в основном с обязательными технологическими операциями, обеспечивающими безопасную эксплуатацию газотранспортной сети и устаревшее оборудование.
Сколько автомобилей на газу ездит по дорогам Узбекистана?
По данным Министерства транспорта Узбекистана, на 1 января 2023 года в стране насчитывалось 3 086 333 транспортных средств.
По данным Международной ассоциации автомобильного транспорта (IAA), в мире на 1 января 2023 года насчитывалось 1,47 млрд автомобилей.
Для сравнения приведем статистику соседнего государства - Казахстана:
Статистика в Казахстане
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в Казахстане на 1 января 2023 года насчитывалось 5,5 млн автомобилей.
Как видно из статистики, в мире преобладают автомобили на бензине. На втором месте по популярности находятся автомобили на дизельном топливе, а на третьем - автомобили на газовом топливе. Электрокары пока составляют лишь небольшую долю от общего числа автомобилей. В Узбекистане также преобладают автомобили на бензине, второе место по количеству занимают машины на газовом топливе.
Какие меры для снижения загрязнения атмосферы автомобильным транспортом принимает правительство Узбекистана?
30 октября 2019 года утверждена Концепция охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года.
В Концепции говорится, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в стране являются предприятия металлургии, энергетики, производства строительных материалов, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, а также автотранспорт.
Объемы выбросов автотранспортных средств в атмосферный воздух обусловлен экологическим уровнем транспортных средств, качеством используемого топлива и грамотной организацией дорожного движения.
Одна из задач, обозначенных в концепции - это перевод транспорта на газобаллонное топливо, электротягу и другие альтернативные виды топлива, а также организация соответствующей дорожной инфраструктуры. В результате принятых мер к 2030 году ожидается перевод 80% общественного транспорта на газобаллонное топливо и электротягу.
Для реализации Концепции разработана и принята «Дорожная карта» по реализации в 2019 — 2021 годах, где говорится, что ведущую роль в транспортном секторе Узбекистана играет автомобильный транспорт. В настоящее время более 98% пассажиропоездок совершается по автомобильным дорогам, и более 88% грузов также перевозится автомобильным транспортом.
Правительство прилагает усилия для значительного преобразования и развития транспортного сектора в целях повышения его эффективности посредством стратегических инициатив и правовых актов. Этот процесс сопровождается целевыми инвестициями в железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт, что привело, например, к улучшению большинства параметров в Индексе эффективности логистики.
Справка: Индекс эффективности логистики — LPI (Logistics Performance Index) публикуется Всемирным банком раз в два года. Выбор этого индекса обусловлен тем, что внимание к нему стимулирует улучшение функционирования внутренней и международной логистики, что является предпосылкой повышения национальной конкурентоспособности. Один из компонентов индекса - качество торгово-транспортной инфраструктуры. В 2022 году этот показатель несколько снизился с 2, 57 в 2018 году до 2, 4 в 2022.
Первые шаги в процессе преобразований имеют целью в том числе обеспечить способность сектора противодействовать неуклонно растущему использованию личного автотранспорта и автомобильного транспорта в целом посредством инициатив, направленных на уменьшение воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и стимулирование использования альтернативных видов транспорта.
Количество автомобилей каждый год растет. По состоянию на 1 января 2022 года общее количество легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, в Узбекистане составило 3 051 734 (+10,2% по сравнению с началом 2021 года), по данным Государственного комитета по статистике. На 1000 жителей приходилось в среднем 87 авто.
Более всего автомобилями обеспечены ташкентцы — в столице на 1000 человек приходилось 178 автомобилей. Следом шли Ташкентская (106), Хорезмская (104), Бухарская (100) и Самаркандская (92) области.
В целом за последние шесть лет число автомобилей физических лиц возросло в 1,5 раза:
- на 1 января 2021 года — 2 767 126 (+14,7% за год);
- на 1 января 2020 года — 2 410 421 (+6%);
- на 1 января 2019 года — 2 272 185 (+6,5%);
- на 1 января 2018 года — 2 133 507 (+3,7%);
- на 1 января 2017 года — 2 057 331 (+4,2%);
- на 1 января 2016 года — 1 974 182.
Согласно Дорожной карте Кабинету министров рекомендовано рассмотреть наилучшие способы корректировки или сокращения субсидий на ископаемое топливо, чтобы обеспечить использование на транспортных средствах более качественных видов топлива, которые оказывают меньшее воздействие на окружающую среду; поощрять отказ от использования топлива более низкого качества и использование альтернативных транспортных средств, работающих на низкоуглеродном топливе.
Преимущества и недостатки автомобилей на газовом топливе для автомобилистов
Экономия - главное преимущество газа перед бензином. Газовое топливо стоит значительно дешевле бензина, что позволяет снизить расходы на эксплуатацию автомобиля. Например, пропан практически в два раза дешевле бензина, а метан в три раза1.
По состоянию на 26 сентября 2023 года цены на топливо в Узбекистане
Цены на топливо в Узбекистане периодически индексируются в соответствии с изменением мировых цен на нефть.
Средний расход топлива автомобилей в Узбекистане
Бензин 8-12 литров на 100 км
АИ-80: 12-15 литров на 100 км
АИ-92: 8-10 литров на 100 км
АИ-95: 7-8 литров на 100 км
Дизель
7-9 литров на 100 км
Сжиженный газ
9-12 литров на 100 км
Недостатки газовых автомобилей
- Как основной недостаток газовых автомобилей, автомобилисты отмечают занятый объем багажника, что уменьшает его вместимость и удобство использования.
- Автомобиль становится тяжелее. Газовые баллоны добавляют дополнительный вес к автомобилю, что может повлиять на его ходовые качества, расход топлива и износ шин.
- Регистрация оборудования. После установки газового оборудования необходимо получить соответствующий сертификат и зарегистрировать его в ГУБДД, что может занять время и потребовать дополнительных денежных затрат.
- При неправильной эксплуатации газовые баллоны могут взрываться.
- Дополнительные расходы. Установка газового оборудования требует определенной стоимости, которая окупается за несколько месяцев или лет в зависимости от интенсивности использования автомобиля. Также необходимо проводить регулярное техническое обслуживание и проверку газового оборудования.
- Минусы для двигателя. Некоторые типы двигателей могут испытывать проблемы при работе на газу, такие как перегрев, детонация или снижение компрессии. Для этого нужно подбирать оптимальный тип газового оборудования и настраивать его в соответствии с характеристиками двигателя.
- Проблема с заправочными станциями. Не во всех регионах есть достаточное количество газовых заправочных станций, что может создавать трудности при планировании поездок. Также качество газа может быть разным в разных местах, что может влиять на работу двигателя.
По данным Министерства транспорта Узбекистана, на 1 января 2023 года в стране насчитывалось 2 490 заправочных станций, из которых:
- 2 240 заправочных станций с бензином и дизельным топливом
- 250 заправочных станций с сжиженным газом
- 15 заправочных станций с электрозаправками
Несмотря на то, что автомобили на газу имеют ряд недостатков: расход топлива немного больше, чем у автомобилей на бензине, меньшее количество заправок, цены на газ, более низкие, чем на бензин, делают такие машины более экономичными и привлекательными для потребителя.
А вот несколько способов, которыми вы можете снизить вредные выбросы от автомобиля на бензине:
- Ездить на более экономичных автомобилях
- Регулярно обслуживать автомобиль.
- Не перегружать автомобиль.
- Избегать резких ускорений и торможений.
- Ездить в городском режиме на низких оборотах.
- Пользоваться общественным транспортом или альтернативными видами транспорта.
Каждый из нас может внести свой вклад в снижение вредных выбросов от автомобильного транспорта.
Комментарии