Узбекистан. В чьих интересах плагиат

Плагиат развивается там, где ему позволяют развиваться. В Узбекистане несмотря на внедрение в отдельных университетах кодексов этики и различных положений об академической честности, процедуры проверки на плагиат, дисциплинарные меры, многие негативные факты замалчиваются, что не позволяет решить их системно. Поэтому статистика и международный научный рейтинг Узбекистана не соответствуют ожиданиям политической и академической элиты. Многие преподаватели в Узбекистане плохо понимают, что такое плагиат, самоплагиат или как правильно публикавать статьи в международных научных журналах.

Наш собеседник – Али Тахмазов, исполнительный директор компании Plagiat.pl, соавтор антиплагиатной системы StrikePlagiarism.com.

Anhor.uz: Узбекистан предпринимал попытки борьбы с плагиатом. Пока все в пользу плагиата. В чем, по-вашему, причина такого распространения плагиата?

Али Тахмазов: во-первых, в низких моральных стандартах, допускающих воровство и обман. Во-вторых, в системе образования, которая допускает нарушение академической честности. Она не самоочищается. Студент должен уметь работать с информаций, критически мыслить, сравнивать факты, быть креативным. Мы ожидаем от студента формирование различных компетенций, включая умение делать анализ, сравнивать факты, мыслить критично, но система образования не создает для этого соответствующих условий. Современные студенты воспринимают материал, хранящийся в открытом доступе, как материал общего пользования, как бы у этого материала не было автора и его можно добавить в работу, выдав за свою. Пресловутый навык «копировать-вставить» не позволяет им улучшать аналитические способности.

Anhor.uz: Понимают ли органы образования опасность последствий и какие меры предпринимают, чтобы ее предотвратить?

Али Тахмазов: Понимание опасности есть, поэтому, например, в Узбекистане и Казахстане пытаются внедрить дисциплину академического письма.

В Казахстане, например, по закону необходимо проверять все студенческие работы на заимствования, а образовательные учреждения принимать меры в случае нарушения академической честности. Университеты Казахстана создали общественную организацию «Лига академической честности», в рамках которой обсуждаются и принимаются меры по повышению качества образования и академической честности.

Справка: Академическая честность – совокупность ценностей и принципов, выражающих честность обучающегося в обучении при выполнении письменных работ (контрольных, эссе, дипломных, диссертационных), ответах на экзаменах, в исследованиях, выражении своей позиции, во взаимоотношених  с академическим персоналом, преподавателями и другими обучающимися, а также в оценивании.

Али Тахмазов: В академическую честность ведь входит не только плагиат, но и обман на экзаменах, списывание, игнорирование фактов плагиата, взяточничество, покупка дипломных работ, написание студенческих и научных работ на заказ. С каждым годом фирм, пишущих работы на заказ, становится все больше во всем мире. Такие фирмы называются «Мельницами диссертаций» или Essay mills. Правовые инструменты противодействия их деятельности внедрены во многих странах. Например, в США плагиат признан обманом и нарушением академической честности. В Польше деятельность Essay mills приравнена к криминалу. Однако, во многих странах постсоветского пространства они открыто рекламируют свои услуги.

Еще одну опасность представляет ChatGPT, искусственный интелект, который может писать тексты, конечно, они далеки от идеала, но в скром времени, можно будет просить ИИ написать дипломную работу вместо студента. Сложно будет определить авторство этой работы, а оригинальность работы всегда может быть на высоком уровне. Правда можно использовать алгоритм исправления стилистики или, к примеру, спросить у самого ИИ не он ли ее написал.

Anhor.uz: Как вы оцениваете процесс борьбы с плагиатом в Узбекистане?

Али Тахмазов: По–разному. Есть очень продвинутые в этом вопросе университеты, которые несколько лет назад внедрили положения по академической честности, внедрили процедуры проверки на плагиат, дисциплинарные меры, проводят тренинги для преподавателей. Однако, в Узбекистане многие негативные факты замалчиваются, что не позволяет решить их системно. Поэтому статистика и международный научный рейтинг страны не соответствуют ожиданиям политической и академической элиты. Многие преподаватели в Узбекистане плохо понимают, что такое плагиат, самоплагиат или как правильно публиковаться в научных журналах. Следует проводить регулярные тренинги, а шире – системную борьбу с плагиатом, начиная со студенческой среды.

Anhor.uz: Кто может взять на себя такую подготовку преподавателей?

Али Тахмазов: Мне сложно ответить на этот вопрос. Проблема с кадрами везде стоит остро. Мы с коллегами из Казахстана недавно инициировали курсы по академическому письму и подготовке преподавателей при поддержке эксперта Национального агентства по обеспечению качества образования Украины. Мы надеемся, что эту инициативу поддержат наши коллеги в Узбекистане, мы выслали форму-приглашение в вузы Узбекистана. В Узбекистане есть очень много компетентных преподавателей, порой у них не хватает некоторых навыков.

Anhor.uz: Есть ли какие-либо правовые механизмы противодействия плагиату в Узбекистане?

Али Тахмазов: Кстати, в Узбекистане создана прекрасная правовая база для борьбы с плагиатом. Одна из лучших среди постсоветских стран. Например, в положении о магистратуре, который был принят постановлением г-на Мирзиёева, указано, что работа не может быть принята на защиту, если содержит плагиат, перечислены формы нарушения академической честности, в виде изложения ложных фактов и коррупции. От университета требуется анализ всех студенческих работ на плагиат. Другими словами, все что нужно, чтобы запустить процесс самоочищения в науке и образовании есть. Проверка научных работ на плагиат, без внедрения механизма проверки студенческих работ и обучение студентов академическому письму – это борьба не с того конца, борьба с ветрянными мельницами.

Anhor.uz: Сделано ли что-то практическое в Узбекистане для создания базы по противодействию плагиату?

Али Тахмазов: Министерство высшего и средне-специального образования проводит процесс цифровизации академических процессов в университетах и внедрения систем управления образовательной средой «Хемис», без которой невозможен обзор динамики развития образования в перспективе всей страны. Министерство инновационного развития, например, создало центральный репозитарий научных работ.

Необходимо провести цифровизацию образования, ведь Узбекистан также сформировал огромный потенциал во время пандемии в цифровых образовательных технологиях. Если вы обратите внимание, в ЕС и в США, все вузы очень широко применяют системы управления образовательной средой (LMS), а все, потому что, они автоматизируют академические процессы, ускоряют документооборот, упрощают процесс оценки знаний, обратную связь со студентом, то есть повышают качество и снижают издержки.

Anhor.uz: Сталкиваетесь ли вы с какими-то проблемами как иностранная компания в Узбекистане?

Али Тахмазов: В Узбекистане мы сотрудничаем с университетами с 2018 года. Нас с первых дней поддержало Министерство инновационного развития, пригласив все университеты на «Круглый стол» с участием заместителя министра, где мы презентовали опыт других стран. На уровне министерств интерес есть.

Но, университеты борются с плагиатом по-разному – есть университеты, которые и слышать не хотят о том, чтобы проверять студенческие работы, и тем самым обучать преподавателей и студентов методам предотвращения плагиата.  А есть вузы, которые внедрили процедуры проверки, стандарты, провели большое количество тренингов своим преподавателям. То есть видна положительная динамика.

Anhor.uz:  Приходилось ли Вам сталкиваться с коррупцией в системе образования Узбекистана?

Али Тахмазов: Пока, к счастью, нет. Правда, в 2018-2019 годах в приватной беседе мне сообщили, что преподаватели в некоторых вузах продают работы студентам, мол университетам очень сложно бороться с такими явлениями, так как есть острая нехватка кадров и низкие зарплаты. Подобная ситуация наблюдается во многих странах. Однако, прошло несколько лет, зарплаты преподавателям значительно повысили, в систему образования пришло много молодых кадров, в том числе с западным образованием, ситуация меняется. Полезно было бы провести анонимный опрос среди студентов, не только на тему работ, написанных на заказ, но и по другим нарушениям академической честности.

Anhor.uz: Каково ваше мнение о плагиате в научной среде Узбекистана?

Али Тахмазов: Неясна роль ВАК Узбекистана (Высшая аттестационная комиссия) в развитии науки. Она должна была приостановить свою деятельность еще несколько лет назад, как это сделано в Казахстане, Украине, Грузии и Восточной Европе. Тем более, что Узбекистан идет в русле болонского процесса, то есть взял на себя обязательства во внедрении общеевропейских стандартов образования, например, создания бакалавриата, магистратуры, PhD, а также внедрения инструментов большей финансово-академической автономии университетов.

Anhor.uz: То есть Болонский процесс не предполагает наличие ВАК?

Али Тахмазов: ВАК – это рудимент старой централизованной советской системы, я бы даже сказал – системы недоверия и минимальной автономии вузов. Например, ВАК обладает полномочиями по проверке диссертаций на плагиат и утверждению научной степени. Однако, мы видим, что ВАК внедряет противоречащую международным стандартым систему оценки работ на плагиат. На последнем нашем семинаре в Ташкенте коллеги из университетов Узбекистана поделились информацией, что ВАК не принимает диссертацию, если у нее уровень оригинальности ниже 80%! То есть критерием принятия работы является не отсутствие плагиата в работе, а коэффициент оригинальности, который является количественным показателем и не говорит о наличии плагиата в работе! И как вы себе представляете диссертацию, у которой 80% текста не совпадает с другими материалами? В работе могут быть и самоцитаты и много материала, который не подпадает под понятие предмета авторского права, о чем я говорил ранее, зачем заставлять автора их перефразировать? Мы обращались в ВАК за комментариями, но не смогли получить ответа.

Anhor.uz: Зачем ВАК применяет такой абсурдный критерий?

Али Тахмазов: Не знаю, этот вопрос надо адресовать ВАК. От этого решения страдают молодые ученые. Насколько мне известно, ВАК использует какую-то самодельную антиплагиатную систему местной компании, которая, не имеет международного рейтинга, не прошла международную сертификацию качества и защиты данных ISO, не имеет доступа к международным научным журналам, индексируемым Scopus и Web of Science, очень слабо проверяет и к тому же очень дорогая по сравнению с нашей системой. Сама компания, как указано на сайте, была создана в 2021 году, тогда как мы нашу систему создавали в течение 20 лет. ВАК вроде принимает результаты проверок других систем, но задаюсь вопросом, зачем ВАК не использует международные системы, обладающие колоссальной документальной базой, технологиями поиска переводного плагиата?

Anhor.uz: Что нужно сделать, чтобы в Узбекистане ситуация с плагиатом стала лучше?

Али Тахмазов: Я бы посоветовал больше об этом писать. О реальных кейсах, решениях, опыте развитых стран.

Например, в Германии в отставку в свое время ушла министр обороны Кристине Ламбрехт, в Румынии из-за плагиата пострадал бывший премьер Понто, недавно в Польше со своего поста ушел ректор Гданьского университета, а в Казахстане, ушла в отставку вице-министр образования и науки, конечно после очень бурных общественных обсуждений и даже нареканий в парламенте.

В США, только 60% абитуриентов доучивается и получает диплом. В Польше этот процент немного выше, но повсеместно действует правило – нулевая толерантность к плагиату как для студентов, так и для преподавателей и профессоров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.