,

Как перерабатывать шины правильно

Шины
Фото: freepik.com

Использованные шины – одна из самых неудобных и опасных разновидностей твердого мусора. Они разлагаются более ста лет, выделяя токсичный газ, и очень пожароопасны. По мировой статистике в год выходит из строя от 10 до 15 млн шин во всем мире, 1 млн – в странах СНГ.

В основе производства шин лежит процесс вулканизации – в нагретый каучук (смолу) добавляют серу и воздух. Готовый продукт нельзя расплавить, как некоторые полимеры, и снова получить полимер. Существующие сегодня методы переработки представлены на Рис.1

Рис.1.

В настоящее время самые распространённые способы переработки – 1) механическое измельчение и 2) пиролиз. Первый предполагает получение порошка путем дробления шин различными механическими способами. Второй – «Пиро́лиз» — термическое разложение – получение из шин топлива (мазута) и высокодисперсного аморфного углерода,  продукта  востребованного  в качестве усиливающего компонента в производстве резин и пластических масс. Около 70 % всего выпускаемого техуглерода используется в производстве шин, ~20 % в производстве резинотехнических изделий. Остаток находит применение в качестве чёрного пигмента, замедлителя «старения» пластмасс или компонента, придающего пластмассам специальные свойства (электропроводные, антистатические, способность поглощать ультрафиолетовое излучение, излучение радаров).

До сих пор многие убеждены, что из шины другую шину сделать невозможно. Другие полагают, что это экономически нецелесообразно, так как дополнительная модификация продуктов ресайклинга предполагает слишком большие затраты на возвращение свойств исходного материала для использования в качестве наполнителя в новых резинотехнических изделиях.

Эксперт по переработке шин предприниматель Алек Лурье считает иначе.

Как вы оцениваете состояние отрасли переработки шин в Узбекистане?

В данный момент она находится, мягко скажем, в состоянии, не отвечающем современным вызовам и требованиям прогресса – принципам экономики замкнутого цикла. В общем смысле это экономика, основанная на возобновлении ресурсов, альтернатива традиционной линейной экономики (создание, пользование, захоронение отходов).

По разным оценкам сейчас нужно утилизировать от 25 до 80 тысяч тонн в год. В Узбекистане, как и во всех странах Центральной Азии, нет централизованных систем сбора и утилизации шин. Таким образом, вывод куда девают отработанные шины, думаю, можно сделать самостоятельно. Примеров сегодня много, их без труда можно отыскать в интернет-пространстве.   

Каковы перспективы развития отрасли переработки отработанных шин?

Сегодня механические способы переработки шин осуществляются в несколько этапов. Продукт — в зависимости от количества ступеней переработки и требуемого размера — это гранулы или порошок.  Его получение предполагает несколько этапов: сначала нарезка шин на крупные лоскуты («чипсы»), далее -– в более мелкую фракцию, если необходимо.  

Кстати, эта технология до сих во всем мире является основной.

Имеющиеся в арсенале нашей компании инновационные технологии, позволяют получить порошок со свойствами, приближенными к характеристикам исходных материалов, которые были использованы при производстве резинотехнических изделий. И, что очень важно, энергозатраты на эти манипуляции в разы меньше, чем в традиционных производствах, при этом получаемый активный порошок резин с большей активно развитой поверхностью наподобие кисеи не требует дополнительных химических и механических модификаций для использования в качестве исходного сырья.

Для производства резиновых изделий из такого материала достаточно формы, а также правильного сочетания давления и температуры.  

В каких отраслях и как можно использовать резиновую крошку?

Это востребованный компонент для стройматериалов, битумов, уличных покрытий (детские площадки, стадионы) и, разумеется, сырье для резинотехнической промышленности.

В строительной индустрии Европы изделия из переработанных шин используются для улучшения свойств материалов, предназначенных для повышения шумоизоляции при скоростных железнодорожных магистралях и т. п.

Резиновая крошка из переработанных шин хорошо зарекомендовала себя как сорбент для удаления нефтепродуктов в случае их разлива на водной поверхности.

В каких развивающихся в Узбекистане отраслях экономики их можно было бы использовать?

С 1 июля 2024 в Узбекистане вводится сбор для экспортеров шин на их утилизацию. Деньги пойдут на посадку деревьев в рамках программы «Зеленое пространство».

Сейчас в рамках программы «Яшил макон» высаживается много деревьев. Можно совместить два направления в экологии, изготавливая из шин специальные «поддоны» с отверстиями для корней дерева, которые удерживают воду и, в конечном счете, позволяют ее экономить, а также использовать продукты ресайклинга шин.

Резиновая крошка из переработанных шин для их производства вполне подойдет.

Наверное, из этого материала можно делать и шланги для капельного орошения?

Безусловно, но лучше антивандальный вариант, когда шланги закопаны в землю. Их тоже можно делать из активных порошков резины. Системы капельного орошения, построенные на основе трубок, изготовленных из активных порошков резин, будут отдавать воду адресно, то есть с сокращением непродуктивных потерь воды, что является для нашего климата очень важным показателем.

Согласны ли вы с мнением, что невозможно из старой шины сделать новую?

В качестве компонента порошок из переработанных шин может применяться и в производстве новых шин. Это вполне приемлемо для тех случаев, когда не предусмотрено передвижение транспортного средства на высоких скоростях, например, у сельскохозяйственной техники. Разработка новых смесей на основе активных порошков резин подразумевает проведение НИОКР, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.

Учитывая экономию энергии, которую можно достичь при производстве активных порошков резин по инновационным технологиям, ясно прослеживается тенденция снижения затрат на изготовление новых шин.

Что может сделать государство для развития этой технологии?

Первое и самое главное, по моему мнению, это создание государственной системы по сбору и утилизации использованных шин. В Германии, к примеру, существует сбор для владельцев автомобилей. На шинах с профилем менее 4 миллиметров ездить не рекомендуется, т. к. при ДТП страховая компания не будет возмещать ущерб и все риски ложатся на водителя, эксплуатирующего автомобиль с шинами, не соответствующими требованиям правил эксплуатации транспортного средства. Когда шина становится непригодной, владелец должен сдать ее на утилизацию. В результате переработчики получают от 200 до 300 евро на тонну сырья.

В Узбекистане государство вполне бы могло создать связь между новой индустрией по переработке шин и программой «Яшил макон».

Отмечу , что на данный момент дробление шин очень выгодно само по себе – стоимость рабочей силы, электроэнергии и аренды может сделать это в Узбекистане очень прибыльным бизнесом.

Беседовал Юсуф Ибрагимов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.