Тревожный звонок. Как измерять образовательное неравенство в Центральной Азии и почему это важно

Всеобщее право на получение обязательного среднего образования закреплено в конституциях стран Центральной Азии. Согласно статистическим данным, в регионе достигнут высокий охват детей школьным образованием. Однако, по результатам исследования PaperLab в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, вопрос о качестве образовательных услуг в государственных школах все еще остается открытым.

Исследование показало, что несмотря на большое количество реформ, многие из них не доведены до завершения, отменены или реализованы формально. Такие системные факторы как демографический рост, недостаточная цифровая грамотность как у школьников, так и у педагогов, низкая престижность профессии учителя, хроническое недофинансирование в обычных государственных школах также способствуют снижению качества школьного образования.

На фоне этих процессов разрастается сеть частных и государственных экспериментальных школ, которые становятся «пылесосом», высасывающим талантливых педагогов и учеников из обычных школ. Государство тратит несоразмерно больше ресурсов для поддержания таких сетей. В итоге создается дисбаланс, где с одной стороны — малодоступное элитное, а с другой стороны — доступное, но некачественное среднее образование. Такая ситуация еще больше закрепляет имущественное и социальное неравенство в странах региона.

В связи с этим возникает потребность в изучении и измерении проблемы неравенства в доступе к качественному образованию, чтобы госорганы и эксперты могли иметь полноценное понимание проблемы образовательного неравенства в странах Центральной Азии, а также могли вырабатывать действенную политику по его снижению.

Общественный фонд PaperLab приглашает исследователей, экспертов в области образования, представителей госорганов, гражданского общества из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана на дискуссионную онлайн-площадку, посвященную теме неравенства в доступе к качественному среднему образованию. В ходе дискуссии будет презентована методология Индекса неравенства доступа к качественному образованию (Index of Disparity in Access to Quality Secondary Education (IDAQSE)), разработанная группой исследователей из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Дата и время проведения: 19 мая 2021 года, 17:00 (GMT+6)

Вопросы для обсуждения:

  • Какие существуют подходы к измерению неравенства доступа к качественному образованию?
  • Каковы критерии качественного среднего образования в Центральной Азии?
  • Как рассчитывался Индекс доступа к качественному среднему образованию в Центральной Азии, и что он отражает?
  • Как можно усовершенствовать Индекс с учетом доступности данных и применения дополнительных методов исследования?
  • Могут ли правительства стран оказать воздействие на выявленные факторы неравенства?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.