Про школы: частные или государственные

Фото: freepik.com

Перед началом учебного года родители сталкиваются с проблемой выбора общеобразовательной школы для детей. Ученику на протяжении многих лет придется учиться в школе с преподавательским составом и определиться со своим профессиональным будущим, поэтому процесс этот ответственный и определяет образ жизни всей семьи. Стоит ли отдавать ребёнка в государственную школу, или лучше вложиться в образование и отправить ребенка в частную школу, чем отличается коммерческий класс от некоммерческого? В преддверии начала учебного года Anhor.uz разбирается в различиях образовательных учреждений.

Чем отличаются частные школы от государственных

С 1 сентября в соответствии с указом президента от 26 мая 2023 года «О мерах по эффективной организации деятельности Министерства дошкольного и школьного образования и организаций в его системе» директорам школ предоставляется право самостоятельно принимать на работу и увольнять своих заместителей, вносить до 15% изменений в учебные планы в рамках отведенного общего количества часов. Согласно указу, прекращаются полномочия отделов дошкольного и школьного образования районов (городов) по проверке деятельности и оценке качества образования в общих средних образовательных учреждениях, таким образом районо и гороно больше не будут проверять школы.

По данным Агентства по статистике Узбекистана, количество общеобразовательных учреждений на начало 2022/2023 учебного года в Узбекистане составило 10 522. За последние пять лет количество общеобразовательных учреждений увеличилось на 748. По данным Агентства, на начало 2022/23 учебного года в 194 негосударственных общеобразовательных учреждениях обучается 45 927 учеников.

Частные школы (негосударственные образовательные организации) оказывают услуги в соответствии с установленными законом “Об образовании” лицензионными требованиями и условиями. Финансирование негосударственных образовательных организаций осуществляется за счет денежных и материальных средств учредителей, заказчиков кадров и иных источников, не запрещенных законодательством, согласно заключенному договору между родителями и образовательной организацией.

Финансирование государственных образовательных учреждений – школ осуществляется из республиканского бюджета Республики Узбекистан, бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов, за счет средств заказчиков кадров, а также внебюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Коммерческие классы в государственных среднеобразовательных школах — это классы с дополнительными занятиями. Ученики посещают театральные, музыкальные или спортивные кружки после основных занятий.

Оказание платных образовательных услуг в государственных школах осуществляется на основании годового плана. В нём указываются виды образовательных услуг (направления дополнительного образования), время проведения занятий, количество часов обучения, цена за каждый час обучения. Для оказания платных образовательных услуг на договорной основе привлекаются в первую очередь учителя, работающие в данной школе.

Стоимость оказываемых образовательных услуг утверждается директором школы по согласованию с Наблюдательным советом.

Оплата подобных услуг осуществляется согласно договору в наличной форме посредством отделений банков или перечислением на внебюджетный лицевой счет школы.

“Учащиеся коммерческих классов находятся в школе с 8:00 до 15:00, посещают дополнительные занятия. Это удобная система для родителей, потому что не приходится возвращаться за ребёнком к двенадцати часам дня. Стоимость обучения в коммерческом классе государственной школы около 4 млн сумов”, – рассказывает Регина Хасанова (имя и фамилия изменены), преподаватель частной школы.

В какую школу отдать ребёнка

Для выбора школы родители опираются на свои приоритеты и материальные возможности. Необходимо узнать отзывы о школе, об учителе, в том числе в социальных сетях.

“Можно прийти в два-три часа дня и поговорить с родителями, спросить, как учатся их дети и как себя ведут учителя. Главные хвалители школы – дети и их аудитория”, – объясняет Елена Краевская, специалист из России и координатор программы международного бакалавриата.

В частных учреждениях образовательная программа может отличаться от государственной, потому что преподаватель может самостоятельно выбрать методический материал. Преподавание литературы в частных образовательных учреждениях тоже отличается, в то время как в государственных школах есть стандартный набор произведений, который ученики должны изучить.

Нулевая терпимость к буллингу 

Отдельная проблема, с которой могут столкнуться ученики в школах — это буллинг и другие конфликты, которые могут негативно повлиять на ребенка. Психологическая атмосфера в школе не зависит от формы собственности, всё зависит от администрации и педагогического коллектива, его профессионализма.   Самая эффективная политика против травли – нулевая толерантность к буллингу, его проявлениям и предпосылкам появления.

“Важно чтобы в школе работал профессиональный психолог, необходимо чтобы классный руководитель отслеживал ситуацию и атмосферу в классе и реагировал на любые жалобы детей или родителей. Если в школе нет психолога – значит с буллингом никто системно не работает. Классный руководитель может самостоятельно с этим бороться, но это отнимает время и другие ресурсы педагога. – говорит Елена Краевская, специалист из России и координатор программы международного бакалавриата.

В Узбекистане в штате каждой школы предусмотрен профессиональный психолог. Согласно положению, задачей психологической службы является содействие правильному профессиональному выбору учащихся на основе их способностей, интересов и профессиональных склонностей.

Психосоциальные услуги оказываются Госкомитетом по делам семьи и женщин, созданным вместе с Министерством по поддержке махалли и старшего поколения (на базе бывшего Министерства по поддержке махалли и семьи), Министерством народного образования в школах совместно с Министерством внутренних дел. В соответствии с проектом Национальной стратегии и плана действий по охране здоровья и благополучия подростков на 2022–2026 годы, ребята подросткового возраста сообщили, что испытывали депрессию, перепады настроения и суицидальные мысли из-за психологического насилия в школе.

По информации ЮНИСЕФ, доверенными лицами для обращения за помощью в трудных жизненных ситуациях ученики назвали на первом месте родителей (77%), затем друзей (55%) и других родственников (21%). Школьные психологи занимают в этом списке последнее место: только 17% юношей и девушек заявили, что обратятся к ним за помощью.

Подростки и родители не обращаются за помощью из-за стигматизации и смущения, отсутствия информации о школьном психологе и других ресурсах по охране психического здоровья. Также родители и подростки не доверяют навыкам и квалификации психологов.

Психологи в школах сталкиваются со своими трудностями. Связаны они с продолжительным рабочим днем (включая работу по месту жительства), большим объёмом бумажной работы, отсутствием соответствующего кабинета и низкой заработной платой.

Учителя

Оплата работы преподавателя в государственных и частных школах зависит от нагрузки или часов занятости, а также от квалификации и категории педагога. Кроме того, директор школы может по своему усмотрению сделать надбавку специалисту в размере 10% или 20%.

В частных школах зарплата преподавателя зависит от часов преподавания. Помимо этого, оклад увеличивается за счёт дополнительных с учениками после уроков. Также если преподаватель работает классным руководителем, его зарплата увеличивается.

Для учителя старших классов – одна ставка высчитывается 20 часам и 18 часам для учителей начальных классов. С 1 мая 2023 года заработная плата работников бюджетных организаций будет повышена на 7%. Таким образом зарплата специалиста составит 2 755 655 сумов, преподавателя высшей категории – 3 798 940 сумов, первой категории 3 437 739 сумов, второй категории – 3 085 098 сумов и специалисту со средним специальным образованием – 2 575 883 сумов.

И чем больше часов педагог преподаёт, тем выше по итогу окажется его заработная плата.

Елена Краевская отмечает, что, к примеру в Москве оплата учителей в государственных и частных школах примерно сравнялась, но учителя выбирают идти работать в частную школу, потому что нет бюрократии. Преподаватели могут брать меньше часов и делать работу эффективно.

“В частной школе комфортнее работать. При этом не факт, что в частной школе будут суперучителя. Все зависит от администрации школы”, – объясняет Елена Краевская.

“Нас, преподавателей частных школ, не заставляют учиться, в то время как учителей государственных школ постоянно отправляют на учёбу и повышение квалификации, но происходит это “для галочки”. Учитель может просто сидеть и отсчитывать время занятий чтобы потом пройти аттестацию”, – рассказывает Регина Хасанова.

Повышением квалификации учителей общеобразовательных школ занимается НИИ профессионального развития и обучения педагогов новым методикам им. Авлони. Институт имеет различные программы повышения квалификации, в том числе онлайн курсы. Для получения сертификата о повышении квалификации необходимо очно посещать курсы и сдать экзамен и по мнению экспертов большое значение имеет собственная заинтересованность педагога, его отношение к самообразованию.

Многие преподаватели частных школ раньше работали в обычных школах, но в какой-то момент своей карьеры переходят в частные заведения. Как правило причина перехода – условия работы и оплаты. В частных учреждениях учителя не занимаются решением проблем и дополнительными нагрузками, которые не входят в обязанности преподавателей.

Так в 2023 году в соцсетях появилась информация о том, что прокурор Ангрена, посетив одну из школ, остался недоволен отсутствием учителей и наличием снега во дворе. Журналист и блогер Никита Макаренко на своей странице в Телеграм сообщил, что после того прокурорского визита, учителей выгнали с лопатами на улицу и заставили чистить дорожки от снега.

“В частных школах учителя не занимаются рабочими делами и не подметают улицы, не задействованы в других делах, не являющихся их прямой профессиональной обязанностью. Питание в частных школах для педагогов бесплатное, в отличие от государственных школ, где учитель оплачивает питание самостоятельно”, – рассказывает Регина Хасанова, учительница частной школы, которая ранее работала в государственной общеобразовательной школе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.