Как пересадить чиновников с дорогих автомобилей на бюджетные: анализ политики

Источник: unsplash.com

Несмотря на установленный лимит для покупки служебного транспорта, в Узбекистане чиновники продолжают закупать дорогие автомобили.

В Узбекистане была ограничена стоимость служебных авто госчиновников постановлением Кабинета министров. Максимальная цена служебного транспорта, закреплённого за министрами, руководителями государственных комитетов, хокимами областей и Ташкента, не должна превышать 2000 базовых расчётных величин (490 млн сумов), для их заместителей — 1500 БРВ (367 млн сумов). Тем не менее случаи, когда чиновники продолжают покупать автомобили выше этой стоимости, продолжают происходить.

Проблема с закупом дорогих служебных автомобилей существует давно. Самым популярным автомобилем у министров оказался Mercedes-Benz S 450 4MATIC, у их заместителей — Malibu и Captiva. Хокимы чаще всего ездят на Toyota Land Cruiser Prado.

Директор Агентства по борьбе с коррупцией отмечает, что чиновники рассматривают служебные автомобили как свои собственные.

При разработке постановления Кабмина планировалось, что замена служебных машин будет осуществляться не чаще чем спустя пять лет использования, а также будет устанавливаться общественный контроль над использованием автомашин исключительно в служебных целях. Данное постановление отсутствует в открытом доступе. Как сообщили Anhor.uz в Агентстве по противодействию коррупции, пункт об общественном контроле не попал в постановление.

После принятия постановления ведомства продолжили покупать дорогие автомобили. Так управление здравоохранения Самаркандской области собиралось купить Captiva 5. Модели Captiva 5T Premier стоят 309,9 млн. сумов, а Captiva 5 LT – 281,5 млн. сумов, в то время как руководители региональных отделений органов госуправления не могут покупать автомобили дороже 700 БРВ (171 млн сумов).

Далее в статье анализируется варианты политики, которые могут быть применены для решения данной проблемы.

Оценка влияния среды

Составляющая Фактор Значимость Влияние на проблему
Социальная отсутствие демократического опыта большая 3
Экономическая в стране монополизировано производство автомобилей, их стоимость высокая, при этом чиновники выбирают автомобили иностранного производства низкая 1
Политическая консервативные подходы к резким изменениям низкая 2
Физическая образ жизни – государство рассматривается как аппарат наживы большая 4

Описание ограничений (с указанием доступных и дефицитных ресурсов)

Депутаты не спешат менять сложившуюся систему и не выносят на обсуждение в парламенте данный вопрос. При этом в решении проблемы заинтересовано Антикоррупционное агентство.

Существует кадровый «голод», когда контроль за госзакупками не осуществляется. Закупки проводятся по остаточному принципу, часто не квалифицированными сотрудниками.

Отсутствует централизованная система закупки автомобилей для чиновников.

Система обратной связи работает хорошо, поскольку при обнаружение общественностью фактов закупки автомобилей выше установленного лимита, лоты отменялись.

Анализ стейкхолдеров

Стейкхолдер Заинтересованность Значимость Влиятельность Роль, которую способен сыграть
Антикоррупционное агентство большая определяющая большая может выставить на обсуждение проект закона, который бы регулировал контролирующую функцию госаппарата в области закупа служебных автомобилей
Хокимияты, министерства низкая большая большая хокимияты способны вести внутренний контроль, который не позволит закупать автомобили по цене выше установленного лимита
Блогеры, СМИ большая средняя большая могут повлиять на решение о закупе служебных автомобилей

Варианты политики, их преимущества и недостатки

  1. Ввести централизованный закуп служебных автомобилей с 1 января 2024 года. Это позволит вести централизованный контроль за расходованием бюджетных средств. При этом необходимо создание единого органа (или группы) который бы занимался централизованными закупками. Это расходы на штатных сотрудников, их обучение.
  2. Ввести общественный контроль посредством проведения конкурса с поощрением по отслеживанию закупок служебных автомобилей свыше установленного лимита (дата введения – 1 января 2023 года). Это позволит поставить на поток общественный контроль за счет награждения лучших активистов. При этом будет необходимо выделить средства для организации конкурса, а также рассчитать затраты на штатные единицы, которые бы занимались проведением конкурса, отсмотром и финализацией результатов.
  3. Сохранить статус-кво. Это приведет к дальнейшей растрате бюджетных средств, при этом новых затрат из бюджета не предвидится.

Таблица сравнения вариантов политики

Критерий Статус-кво Вариант 1 Вариант 2
Результативность 1 3 3
Эффективность 1 2 3
Справедливость 1 3 2
Политическая осуществимость 3 1 2
Административная осуществимость 3 1 2
Сумма баллов 9 10 12

Рекомендации

Рекомендовано пересмотреть законодательство с целью осуществления общественного контроля в сфере госзакупок. Это позволит сократить бюджетные расходы и минимизировать растраты.

Необходимо внести детальные поправки в постановление Кабмина от 29 апреля 2021 года (№258), поскольку в проекте постановления президента (№20761) пунктом №7 было предусмотрено создание портала, куда граждане могут отправлять фото и видео о случаях неслужебного использования автомобилей.

Рекомендуется ввести данную меру до 31 декабря 2022 года, ответственные за введение – Министерство ИКТ, Антикоррупционное агентство (руководители ведомств). В случае невыполнения данного пункта рекомендуется вводить административную ответственность (штрафы).

Необходимо определить по какому веб-адресу будет находиться данный портал. Граждан к общественному контролю можно привлекать через общенациональный конкурс. При этом нужно выделить средства для организации конкурса, а также рассчитать затраты на штатные единицы, которые бы занимались проведением конкурса, отсмотром и финализацией результатов.

Позиция Агентства по противодействию коррупции

В Агентстве по противодействию коррупции на запрос Anhor.uz сообщили, что постановлением Кабинета министров от 29 апреля 2021 года за №258 «О мерах по коренному совершенствованию системы использования служебного автотранспорта в органах государственного управления и государственной власти на местах», задача по выявлению случаев покупки служебных авто превышающих установленную стоимость, не возлагается.

В Агентстве подчеркивают, что согласно статье 71 закона «О государственных закупках», государственные органы и организации вправе осуществлять государственные закупки по прямым договорам у единого поставщика, включенного в Реестр единых поставщиков, в том числе с местным поставщиком производителей автотранспортных средств.

«Исходя из этого, государственные органы и организации по согласованию с Министерством финансов при закупке служебных автомобилей могут осуществлять государственные закупки по прямым договорам в рамках Норм закрепления служебных автомобилей за органами государственного управления и государственной власти на местах, утвержденных согласно Приложению 1 к постановлению Кабинета министров №258 от 29 апреля 2021 года», – отметили в Агентстве.

В ведомстве сообщили, что проект постановления Кабинета министров «О мерах по коренному совершенствованию системы использования служебных автомобилей в органах государственного управления и государственной власти на местах», разработанный Министерством транспорта, был вынесен на общественное обсуждение в период с 12 по 27 августа 2020 года.

«Действительно, в проекте постановления, вынесенном на общественное обсуждение, был пункт предусматривающий общественный контроль за использованием служебных транспортных средств только в служебных целях в органах государственной власти и государственного управления (за исключением органов местного самоуправления) и оповещение о случаях неслужебного использования путем размещения фото и видео на специальном интернет-портале Агентства по противодействию коррупции РУз. Однако, по неизвестным Агентству по противодействию коррупции причинам, этот порядок не был отражен в постановлении Кабинета министров №258 от 29 апреля 2021 года», – заключили в Агентстве.

В соответствии с пунктом 6 постановления Кабмина №258, замена служебных автомобилей в органах государственной власти и местного самоуправления и передача их подведомственным организациям может осуществляться по истечении не менее 5 лет использования имеющихся транспортных средств.

Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.