Снос под контроль Конституции

Источник: архивное фото

Одной из самых злободневных тем в Узбекистане является снос частной собственности, а вернее либо его незаконность, либо невыплата собственникам установленных компенсаций.

И каждый такой случай — это человеческая трагедия. Ситуация обостряется ещё и тем, что нередко частные строения или жильё, причём в массовом порядке, сносятся не ради общественного блага, а для передачи земель другим частникам для их коммерческих нужд. Причём на улицу чиновниками (а ведь выселять могут только госорганы) «выкидываются» многодетные семьи, пенсионеры, лица с инвалидностью, то есть те, кто должен находиться под особой защитой.

Известно немало случаев, когда предприниматели, взяв кредит в банке, чтобы построить свой бизнес, разорялись не потому что у них не получилось, а потому что их согнали с выделенной земли, а их собственность уничтожили.

Итог — отчаяние людей, неверие в закон и справедливость, а иногда и суицид. А аккумулированный негатив рано или поздно всегда приводит к социальному взрыву.

В декабре 2020 года президент Узбекистана подписал поправки в Земельный кодекс, которые запрещают сносить недвижимость без полного возмещения её владельцам рыночной стоимости уничтожаемого имущества, расходов, связанных с их переездом на новое место размещения либо жительства, а также убытков, в том числе упущенной выгоды и других расходов. Снос объектов при изъятии земельных участков разрешается только после полного фактического освобождения жилых и нежилых строений.

Благодаря вниманию главы государства к этой проблеме в 2021 году в Узбекистане собственникам строений на земельных участках, изъятых для нужд государства и общества, власти выплатили 1 трлн 37 млрд сумов (около $100 млн) в качестве компенсаций. До этого, в 2020 году компенсация была выплачена только за 45% имущества, попавшего в «снос».

Безусловно, президент страны всегда должен быть в курсе имеющихся проблем, и всё же, его основной задачей является обеспечение безопасности государства и его развитие в глобальном масштабе. Он не должен сам лично постоянно следить, каждый ли чиновник честно исполняет свой долг, не кладёт ли он в свой карман толстый пакет «материальной благодарности от денежного мешка» за то, чтобы принять решение в пользу «жертвователя». Для этого должна существовать чёткая система контроля, которая гарантировала бы невозможность таких действий и неотвратимость наказания, если они всё же совершены. И базироваться она должна на прозрачном и однозначном законодательстве, не допускающим лазеек и двойных толкований.

Именно это и стало главным мотивом для внесения поправки в Конституцию, которая закрепляла бы, что ни одно лицо не может быть лишено своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для общественных нужд может быть произведено в исключительных случаях и порядке, предусмотренных законом, при условии предварительного и равноценного его возмещения.

Закрепление данной нормы на корню пресечёт саму возможность со стороны принимающих решение о сносе, дать на него разрешение без предварительного возмещения ущерба. Частная собственность станет действительно неприкосновенной, и никому больше не придётся поджигать себя или бросаться под бульдозер, чтобы защитить своё имущество.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.